Обычно это выглядит как просьба, но все чаще покупателям рассказывают про неполадки в работе интернета и терминалов. В столице тенденция не так бросается в глаза, а вот в регионах она заметна. Причина проста: бизнес пытается «оптимизировать» налоговое бремя, которое все тяжелее.
«Простите, вы не могли бы оплатить вашу бронь наличными? Не беспокойтесь, чек я вам выпишу, просто мы после Нового года даже на авансы денег набрать не успели», — во время этого короткого монолога на лице сотрудницы одной из калужских гостиниц в центре города не дрогнул ни один мускул. Судя по всему, она не впервые произносит эту мантру. А я вот от такой прямоты, признаться, немного опешил, но просьбу выполнил. В конце концов, документы об оплаченном пребывании мне действительно выдали, а уж тонкости взаимоотношений с налоговой пусть остаются на совести владельцев гостиницы и надзорных органов.
В течение последующих двух суток, что я провел в новогодней столице России, отправляться на поиски банкомата пришлось дважды: без лишних слов «пластик» к оплате принимали разве что в супермаркетах, больших ресторанах и музеях. В остальных местах продавцы рассказывали про плохой интернет, сломавшиеся терминалы и прочие злосчастия, лишь бы получить наличность или перевод на карту.
Через несколько дней ситуация повторилась уже в Туле, где расплатиться картой удалось только на заправке и в большой пиццерии на одной из центральных улиц города. Во всех остальных местах, даже в крупном сувенирном магазине, витрины которого ломились от печатных пряников и всех видов пастилы, пришлось рассчитываться наличными. Благо не последними — к этой поездке я был подготовлен уже гораздо лучше...
Субъективные впечатления нашли подтверждение в экспертном сообществе.
По словам экономиста Алексея Подшибякина, в ситуации, когда на одной чаше весов лежит вопрос выживания бизнеса, а на другой — потенциально наказуемые налоговые ухищрения, предприниматели предпочтут остаться на плаву с риском нарваться на штраф, чем стать законопослушным банкротом.
«Ни для кого не секрет, что большая часть предприятий малого и среднего бизнеса в нашей стране практикует выплату серых зарплат. «Собирают» их как раз из наличной выручки. И если раньше тому же кафе или сувенирному магазину хватало недели работы с выключенным терминалом, чтобы рассчитаться с сотрудниками и заплатить аренду, то во время пандемии на это стало уходить две-три недели. Кроме того, неработающий терминал позволяет оптимизировать налоговую нагрузку и сэкономить на банковском обслуживании.
Мало кто об этом задумывается, но с каждой покупки, прошедшей через POS-терминал, бизнес платит комиссию в размере 1,5-2%, что условиях общенационального падения доходов очень чувствительно», — считает Алексей Подшибякин. По мнению эксперта, это поветрие уже добралось и до столицы, где безналичных расчетов стали избегать салоны красоты, небольшие кафе и даже водители такси.
В большинстве случаев такое поведение объясняется нарастающей неопределенностью: бизнес не уверен в завтрашнем дне, не понимает, по какому графику он будет работать ближайшие месяцы и будет ли работать вообще. Соответственно, пока есть такая возможность, он создает хоть какие-то «подушки безопасности», не надеясь на поддержку со стороны государства
А тут еще с 1 января в России произошли важные изменения в налоговом законодательстве — ушел в прошлое единый налог на вмененный доход, и это событие стало для бизнеса побудительным мотивом, для того чтобы не «светить» обороты. Так что ближайшие полгода-год мы все чаще будем слышать рассказы о сломавшихся терминалах или «отвалившемся» интернете.
Впрочем, не каждая просьба рассчитаться наличными является признаком нарушения налогового законодательства. По действующим правилам небольшие магазины или кафе, чья выручка не превышает 40 млн рублей в год, могут, но не обязаны работать с банковскими картами. И если на данном этапе развития бизнеса им удобнее и выгоднее работать с наличностью, это ни в коем случае не является преступлением — конечно, при условии, что в налоговой отчетности будет отражена вся выручка, а не какая-то ее часть. Но кто же это проверит?