Главная Экономика 00:01 21 Октября 2022 9514
Электромобильные миражи

В Стратегии развития российского автопрома заложено отставание от остального мира, устремившегося в будущее на электрокарах

Александр Киденис
Российский элекрокар Evolute - это перелицованный «китаец» Dongfeng. Фото: IMAGO/Sebastian Geisler, globallookpress.com

Электрификация автомобильного транспорта в России идет по накатанной схеме: купить заграничное проще, чем сделать отечественное. Про цену вопроса никто не спрашивает и в будущее тем более не заглядывает. А между тем рядом, по соседству, есть совсем другие примеры.

В липецкой деревне Гребенкино на прошлой неделе началась первая в России поточная сборка электрокаров Evolute. Отечественными эти машины назвать нельзя, поскольку и завод «Моторинвест» китайский (построен в 2014 году для крупноузловой сборки внедорожников Great Wall и Changan), и сам Evolute — это перелицованный «китаец» Dongfeng Aeolus E70. Но 2 тысячи электрокаров до конца года здесь обещают выкатить с конвейера.

Тем же путем поехал столичный завод «Москвич», старательно скрывающий «поднебесное» происхождение электрических кроссоверов Sehol E40X, которые должны быть собраны здесь в количестве 200 штук не позднее декабря (и еще 400 бензиновых Sehol X4). А в новом году и «АвтоВАЗ» обещает добавить «небольшое количество электромобилей на основе универсала Lada Largus». Собирать их будут в Ижевске — и тоже с китайской начинкой. Вот и петербургский Nissan после ухода из России материнской компании начинает учить китайский язык...

Тем временем в Турции, никогда всерьез не занимавшейся автомобилестроением, готовится сойти с конвейера массовый электромобиль-кроссовер TOGG мощностью от 200 до 400 лошадиных сил (в зависимости от модели). Разгоняться до 100 км в час машина будет за 4,6 секунды, заряжаться — за 30 минут, максимальный пробег на одной зарядке — до 500 км. Салон современный: кнопок практически нет, а сенсорных дисплеев аж четыре: один отвечает за показания приборов, второй — за навигацию, третий — за развлечения, четвертый — за климат. Машина оснащена автоматической системой оповещения о неисправностях, требующих технического обслуживания и замены деталей.

Вот такой электрокар получился у новичков. Плановая мощность завода в турецкой Бурсе — 175 тысяч машин в год. Проект ценой 3,7 млрд долларов реализуют пять местных компаний, объединившиеся в Trkiye’nin Otomobili Giriim Grubu («Турецкая автомобильная инициативная группа»). А куратором стал сам президент Реджеп Эрдоган. Кстати, Tesla Илона Маска 10 лет назад тоже не занималась автомобилестроением. А в третьем квартале текущего года произвела 365 тысяч электрокаров.

Российский «АвтоВАЗ» свой первый электромобиль собрал именно 10 лет назад: под капот «Калины» засунули швейцарский электромотор, в кузов поставили китайские аккумуляторы и назвали все это гордым именем El Lada. В порядке эксперимента собрали около сотни штук, но проект развития не получил. А сегодня даже Индия обещает совсем скоро, к 2025 году, стать мировым центром производства электромобилей.

Спрашивается: почему не Россия? Ведь именно у нас 102 года назад был создан Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», ведущая научная организация в области развития автомобилестроения. Но единственным проектом НАМИ, запущенным в серию (очень мелкую!), стала разработка (тоже 10 лет назад) лимузина Aurus для президента России, а также машин для чиновников — семейство «Кортеж» из четырех автомобилей: «Сенат», «Арсенал», «Комендант» и катафалк «Лафет». В СМИ писали, однако, что в их разработке «НАМИ» сотрудничал со 130 российскими и иностранными компаниями.

Нельзя сказать, что в родном отечестве вовсе перевелись специалисты по автомобилестроению. В июле «Алмаз-Антей» показывал министру Денису Мантурову электрокроссовер E-Neva на модульной платформе с запасом хода в 463 км без подзарядки и максимальной скоростью 197 км в час. Четыре модели электроавтомобилей разработаны в Набережных Челнах стартапом «Кама», которому не хватает инвестиций для запуска машин в серию.

В дефиците не только деньги. В Нижнем Новгороде на ГАЗе начато производство «электрогазелей». Приличный грузовичок, но из-за отсутствия хороших аккумуляторов максимальная скорость — 100 км в час, пробег на одной зарядке — не более 120 км. Зато цена в полтора раза выше бензиновой «газели». Из-за отсутствия современных аккумуляторных батарей закрыт проект производства электрокаров-мини Zetta в Тольятти. Тем самым было подтверждено заключение ведущих зарубежных экспертов: производить российский электроавтомобиль без локализации главных узлов невозможно. Тем более в условиях сплошных санкций.

С учетом этих условий в Калининградском анклаве холдинг «Автотор» готовит к пуску автозавод электроавтомобилей с собственными главными компонентами — электродвигателями и тяговыми батареями. Но: Хорошо известно, что мировой лидер в производстве тяговых автомобильных аккумуляторов, одной из самых дорогих и наукоемких частей автомобиля, — Восточная Азия. Китай, Южная Корея и Япония поставляют около 95% всех произведенных в мире таких аккумуляторов. У России был шанс стать сильным конкурентом на этом рынке. Десять лет назад (опять десять лет!) в Новосибирске появилось предприятие «Лиотех» для разработки и производства литий-ионных аккумуляторов. Тех самых. Проектом занимались «Роснано» и лично Анатолий Чубайс. В итоге бюджетные деньги пропали, предприятие обанкротилось.

Сегодня автомобильными ионно-литиевыми аккумуляторами занимается компания «Рэнера» — дочернее предприятие «Росатома». «Создание предприятия по выпуску аккумуляторов мирового уровня станет знаковым событием для национального автопрома, стимулом для роста производства и широкого распространения электротранспорта», — заявляют в «Росатоме». И обещают к 2030 году выпускать в Калининграде по 50 тысяч батарей. Для «Автотора» должно хватить, а что другим российским коллегам? Надеяться на заграничного дядю? По прогнозам Bloomberg, в ближайшее десятилетие мировой спрос на такие аккумуляторы вырастет, и России опять придется клянчить.

С электродвигателями ситуация схожая. С одной стороны, у нас десятки заводов, производящих двигатели различной мощности и назначения. С другой — нужного именно для электрокара нет. Об этом прямо заявил основатель калининградского холдинга «Автотор» Владимир Щербаков. А потому один из строящихся новых корпусов предприятия изначально был запланирован для производства собственных электродвигателей — и малых, и больших. На их базе планируется делать малую технику — квадроциклы, мотоциклы, другие транспортные средства и передвижные устройства широкой гаммы. Кроме того, «Автотор» смотрит в будущее и намерен создать несколько моделей на газомоторном (возможно, водородном) топливе.

Но учтем: все это делается в рамка СПИКа — Специального инвестиционного контракта, подписанного с федеральным и областным правительствами, то есть с немалой государственной, прежде всего финансовой, помощью. Без которой такой объемный проект не одолеть. А другим автозаводам такого СПИКа не дают.

Кстати, собственное поточное производство любой высокотехнологичной продукции способно серьезно снизить и ее себестоимость. Такое же будущее ожидает и электромобили. Американская корпорация GM уже заявила, что к концу 2026 года сократит затраты на выпуск тяговых батарей на 60% — за счет экономических зависимостей, а также внедрения нового состава катодов и электролита. И в результате снизит стоимость электромобиля на 5 тысяч долларов.

На Петербургском международном экономическом форуме компания «НПК «Автоприбор» из Владимира представила новейшую разработку — торцевой синхронный электрический двигатель с гладким статором из аморфного сплава. Главное его достоинство — цена: мотор в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов. Электродвигатель мощностью 40 кВт способен давать скорость до 120 км в час, не боится перегрева и пиковых нагрузок. Собственный вес — всего 45 кг. Все детали — российского производства. Предназначен для гибридных электромобилей массой до 3 тонн с двигателем внутреннего сгорания и электромотором. И кто знает, может быть, в недалеком будущем, с получением такой же, как у «Автотора», государственной поддержки эта новинка серьезно поменяет взгляды на будущее и отечественного, и мирового автомобилестроения?

Однако в Стратегии развития российского автопрома до 2035 года, разработанной Минпромторгом, основное внимание уделено не созданию новых технологий и производств, а «удовлетворению потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечению технологического суверенитета отечественного автопрома». А конкретно: обещано стимулирование производства и спроса за счет господдержки, создание автокомпонентных производств, преимущественно в области силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности. На что государство намерено выделить в ближайшие 13 лет полтриллиона рублей и еще столько же — на поддержку экспорта. Для сравнения: общий объем господдержки автопрома за прошедшие пять лет составил 387 млрд рублей.

В производственных приоритетах Стратегии — организация выпуска малых дизельных двигателей, автоматических коробок передач (которые электрокарам ни к чему), антиблокировочных систем тормозов (ABS), подушек безопасности. То есть ближайшее будущее автомобильной России по-прежнему будет строиться на двигателях внутреннего сгорания.

А в это время

Между тем российская молодежь успела переключиться на мечты об электричестве: в нынешнем году в российские вузы по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика» поступили более 130 тысяч человек, чего не было никогда. Найдут ли выпускники через пять лет работу по специальности? В Китае, например, долгосрочная программа развития автомобильной промышленности предполагает уже к 2025 году увеличить выпуск электромобилей почти в 40 раз — до 20 млн машин. А новая российская Стратегия развития автопрома предполагает к 2025 году рост доли электромобилей в общем объеме продаж на... 5%. Почувствуйте разницу.

 

Почему в России продукты дорожают, а в Китае дешевеют?

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Россия стала одним из мировых лидеров по экспорту продовольствия и даже обещает чуть ли не накормить весь мир экологичными продуктами. Но как обстоит дело с питанием внутри страны? На днях президент Владимир...

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 10297
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5184
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Где стране с дефицитом населения найти кандидатов на «безнадежные» вакансии?

Александр Киденис
Труд
Фото: Aleksander Polyakov, globallookpress.com

Во вторник, 1 октября, отмечался День пожилого человека. И статистики порадовали сообщением о росте численности работающих пенсионеров в России — более чем на миллион за последнюю пятилетку. При...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 4124
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

Он героически пробивался к месту обрыва линий электропередачи в Пермском крае. Но так и не пробился

Алекс Зверев
Труд
Фото: пресс-служба компании «Россети Урал»

Компания «Россети Урал» опубликовала фотографии своего снегоболотохода, безнадежно застрявшего в Пермском крае на пути к месту обрыва линий электропередачи в Березниковском округе. Из-за чего сотни домовладений...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?