Внутренний позыв народных избранников объясним: надо же напоминать о себе. Ведь после принятия в одночасье закона об электронных повестках со всех сторон раздалось: а зачем нужна Дума, если там ничего не обсуждают, а штампуют неизвестно чьи решения?
Итак, член думской фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов предложил взимать дополнительный военный налог с военнообязанных мужчин моложе 45 лет, добавив 2-3% к налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). «Хотите спать спокойно и не думать о мобилизации? Отдавайте 2-3% плюсом к НДФЛ. Сложно, что ли?» — непринужденно заявил депутат. Причем предлагается напрямую отправлять эти деньги бойцам на передовую, для прибавки им денежного довольствия, чтобы они могли на эти деньги закупать амуницию, беспилотники и прочие нужные на войне вещи. Такой вот хозрасчет.
Однако господин Нилов, похоже, не подумал о том, что такая идея странно смотрится на фоне недавнего отказа крупного бизнеса выделить в проседающий бюджет дополнительно 200-300 млрд рублей. И даже соседи по зданию на Охотном Ряду выразили недоумение. Коммунист Леонид Калашников напомнил, что в феврале российский Минфин предложил крупным компаниям, которые в 2021-2022 годах получили конъюнктурные сверхдоходы («нахлобучили государство», по терминологии первого вице-премьера Белоусова), произвести разовый взнос для пополнения доходной части казны: «Сначала речь шла о 500 млрд, потом о 300. Однако на съезде РСПП предприниматели устроили такой плач и вой! Мол, они уже платят налоги, а потому нечего приставать к ним с разовым взносом. Допустим, согласно идее Олега Нилова, мы раскинем на всех по 3%. Получается, их будут платить и бедные россияне из глубинки, и богатые, засевшие в своих замках в каком-нибудь Лондоне. На мой взгляд, данная «уравниловка» несправедлива. И, более того, она может вызвать раздражение в нашем обществе».
Насчет раздражения Леонид Калашников прав. Его в нашем обществе давно вызывает беспрецедентная разница в доходах, которой нет, наверное, даже среди африканских племен, не говоря уже о так называемом цивилизованном мире. Но идея «богатый платит в бюджет больше, а бедный — меньше» в голову борца за справедливость Нилова почему-то не пришла. Иначе бы он вспомнил о многократно предлагавшихся законопроектах о введении прогрессивной шкалы налогов. Всякий раз они отвергались под разными предлогами: сейчас еще не время, не сможем собрать налоги...
А между прочим, в прошлом году из России утекло почти 275 млрд долларов. Деньги есть — у богатых. А государство норовит содрать еще одну шкурку с бедных.
Идея считать деньги в дырявых карманах россиян, видимо, охватила «Справедливую Россию» в целом. Иначе как расценить другое предложение, выданное знатоком всего и вся Анатолием Вассерманом? Тем самым, что является членом комитета Госдумы по просвещению. Он поделился такой идеей: внести поправки в Уголовный кодекс, добавив новую статью — «Неправомерный оборот денежных средств». Согласно этой инициативе, россияне, хранящие наличные в рублях и валюте в сумме свыше 1 млн рублей, должны сообщить об этом в налоговую службу и объяснить происхождение средств. В противном случае предусмотрена конфискация и штраф, в два раза превышающий сумму хранимых в заначке денег.
По мысли интеллектуала Вассермана, такие нововведения могут стать эффективным методом борьбы с коррупцией и финансированием экстремистской деятельности. В пояснительной записке к инициативе говорится, что крупные наличные сбережения, «как правило, являются следствием деятельности в теневом или даже «черном» секторе экономики». Кажется, дикость, но по нынешним временам вполне вписывается в концепцию: кто не нищ, тот подозрителен!
Тут уж взвились не только депутаты, но и члены правительства. Министерство финансов сообщило, что не обсуждает и не рассматривает введение декларирования наличных средств в размере более миллиона рублей: «Данная инициатива не соответствует финансово-экономической политике и не отвечает интересам граждан, которые вправе самостоятельно выбирать, каким образом хранить свои сбережения». Позиция объяснима: под этот закон, будь он принят, попали бы не только бабушки-пенсионерки, которым удалось скопить на старость в чулке скромную сумму, но и чиновники, и те же депутаты, для которых миллион — тьфу, карманные деньги.
В комитете Госдумы по финансовому рынку также не поддержали коллегу-выскочку. Зампред комитета Олег Савченко считает, что гражданам все же стоит оставить некую свободу выбора: «Право граждан — выбирать, как пользоваться средствами, с которых уплачены налоги. Не вижу причин, по которым нужно это право ограничить. Если с точки зрения макроэкономических факторов, то это ограничение никак не повлияет на ситуацию. Государство не очень много средств тратит на то, чтобы выпускать в оборот наличные».
При этом всезнающий Вассерман, видимо, запамятовал, что депутаты не так давно приняли закон, согласно которому они освободили сами себя от обязанности обнародовать свои доходы, порой не с шестью, а с девятью-десятью нулями. Тот же автор инициативы помимо своей депутатской деятельности снимается в коммерческой телерекламе, участвует во всевозможных не вполне благотворительных шоу. При этом он не обязан отчитываться перед избирателями о своих доходах-расходах. Да и какой налоговик рискнет без команды сверху копаться в декларации медийного провластного депутата?
Очевидно, что подобные инициативы не имеют ничего общего с реальным законодательным процессом и возникают с одной целью: попасть в публичную плоскость. Тем временем Госдума штампует законы, спускаемые из правительства и одобренные Администрацией президента. И никакая фракция, включая штатных оппозиционеров-коммунистов, не в состоянии предметно обсуждать их необходимость и целесо-образность. Решения по ключевым вопросам жизни страны принимаются совсем не в Госдуме и не избранниками народа. Никаких дискуссий по ним не ведется. Как сказал не так давно спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе стремительного принятия закона «об электронных повестках», «вы должны задать вопрос себе, зачем вы избрались депутатом — чтобы саботировать решения?». Как видим, любая дискуссия не только в обществе, но и в стенах Госдумы пресекается на корню.
Тем временем Госдума приняла закон, предусматривающий пожизненное заключение за госизмену. При этом само понятие госизмены ныне крайне размыто, и под него, как говорят юристы, можно подвести любые контакты с иностранцами. Так и до смертной казни недалеко. Все это делается под маркой воинственного патриотизма и защиты интересов страны. Как говаривал старина Ленин, «революция (читай — власть) лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться, но не сразу революция научается защищаться». Теперь, похоже, научилась.
А идеи Ниловых и Вассерманов — это для создания шума и отвлечения внимания.