
Последние заявления представителей новой американской администрации приоткрывают ее планы: быстро остановить конфликт на Украине, предоставив заботы о ней Европе. Старому Свету попутно придется решать собственные проблемы, в том числе в области безопасности. Но что за этим стоит?
Трудно поверить в искренность господина Трампа, который объясняет свои действия желанием избежать кровопролития. С каких это пор война перестала быть средством решения всех проблем для США? Ведь они всегда без колебаний бомбили и убивали и за последние 30 лет использовали военную силу 250 раз, уничтожив не одно государство?
Просто нет ни минуты лишнего времени, чтобы тратить его на какую-то войнушку для ослабления России и укрепления демократии в Европе. Старый Свет, похоже, вообще списан с текущих счетов Трампа и его бизнес-команды. Срочно нужно что-то делать с Китаем, который вырос до фундаментальной угрозы — экономической и военной. А заодно разрушить союз Пекина и Москвы, предложив последней сделку в надежде купить лояльность в споре с Пекином. Россия не должна мешать в этом споре сверхдержав.
Китай уже давно официально числится в доктринальных документах США как главная угроза гегемонии и западоцентричному миропорядку. Тем не менее ушедший президент Байден в прошлом году пророчил скорый крах экономики Китая, которая-де страдает от структурных проблем и кризиса в недвижимости. Эта песня звучала всякий раз, когда нужно было отчитаться об успехах в «сдерживании Китая». Но вдруг выясняется, что сдерживание провалилось.
А сообщил об этом в конце прошлого года не кто-нибудь, а нынешний госсекретарь США Марко Рубио в специальном докладе для Конгресса: «Мир, созданный Китаем. «Сделано в Китае — 2025», девять лет спустя». Речь идет о национальной программе модернизации производственного сектора, запущенной Госсоветом КНР в 2015 году.
Еще будучи членом комиссии по делам разведки и комитета по международным делам сената США, Рубио в 2019-м уже выпускал аналогичный доклад, в котором п-редупреждал американский истеблишмент: Китай становится по-настоящему опасным. И вот сейчас человек, вставший у руля американской внешней политики, заявляет: «Коммунистический Китай — самый могущественный противник, с которым Соединенные Штаты сталкивались на памяти живущих. Это не преувеличение». КНР создала крупнейшую в мире промышленную базу и «лидирует во многих отраслях, которые будут определять геополитическое превосходство в XXI веке, начиная от судостроения до электромобилей».
Время поджимает, и нужны совершенно нестандартные ходы. «Мы больше не можем полагаться на старые догмы и устаревшие тезисы. Если мы хотим победить, мы должны предпринять смелые действия, чтобы восстановить нашу страну, преодолеть вызов Китая и сохранить факел свободы зажженным для грядущих поколений», — заявляет госсекретарь США.
Есть немного сфер, как считает Рубио, где Китай пока не реализовал программу модернизации и не достиг уровня США. Это, например, космонавтика, гражданское самолетостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Но, по мнению госсекретаря США, и здесь КНР очень быстро прогрессирует. Рубио называет Китай единоличным мировым лидером по производству электромобилей (где китайский мировой экспорт почти в три раза превысил американский), производству солнечных батарей и оборудования для солнечных электростанций (где Китаю принадлежит 80% мирового рынка), в ядерной энергетике, по производству промышленных роботов (в 2022 году произведено больше, чем в остальном мире), производству высокоскоростных поездов и оборудования для их эксплуатации, в судостроении и других сферах.
«Королем стали и цемента» называет Рубио Китай. А еще Китай превосходит всех в мире по масштабам внутреннего рынка и росту производительности труда, что позволяет реализовывать любые задачи. И наконец, как подчеркнул Рубио, Китай лидирует в разработке 37 из 44 критически важных новейших технологий. В довершение Китай обогнал США в экспорте 32 критически важных групп высокотехнологичных товаров.
Но еще страшнее то, что, реализуя программу «Сделано в Китае — 2025», Срединное государство (прямой перевод иероглифов, обозначающих Китай) создало глобальные цепочки поставок, международные корпорации, которые пустили глубокие корни в развивающихся странах по всему миру. Глобальный Юг рискует быть «китаизированным». Чтобы остановить эту экспансию, США необходимо будет предложить существенную альтернативу.
Как считает Рубио, Китай использует совершенно новые приемы и ресурсы, а также технологии и торговлю «для преобразования мира в соответствии со своими интересами». То есть он навязывает конкуренцию по своим правилам: без использования силовых средств. И США в этой борьбе рискуют быть обезоруженными и проиграть.
И этот Рубио — не какой-то чудак-одиночка. Один из крупнейших в Европе Дойче Банк в только что вышедшем специальном исследовании под названием «Китай пожирает мир» советует инвесторам срочно покупать ценные бумаги китайских компаний, которые в 2025 году будут только дорожать. «Мы считаем, что 2025-й — это год, когда инвестиционное сообщество осознает, что Китай превосходит остальной мир. Становится все труднее игнорировать тот факт, что китайские компании предлагают лучшее соотношение цены и качества и часто более высокое качество во многих производственных секторах и, все чаще, даже в сфере услуг», — сообщают аналитики Дойче Банка.
«Моментом спутника» назвали в Европе появление китайской модели искусственного интеллекта DeepSeek, которая продемонстрировала лидерство Китая в этой ключевой сфере конкуренции и обвалила рынки. Когда-то такое же потрясение в мире произвел запуск Советским Союзом искусственного спутника Земли. Это означало, с одной стороны, прорыв в космос и обладание ракетными средствами доставки ядерного оружия, а с другой — самыми совершенными на тот момент технологиями.
Сейчас же у России около 4,5 тысячи ядерных боеголовок. Но боятся не Россию с «Орешниками» и «Ярсами», а Китай, у которого всего 500 ядерных боеголовок, зато есть промышленность, которая производит свыше трети всего мирового объема. Впечатляет не способность одномоментно уничтожить все живое на Земле, а способность производить и развиваться, завоевывая страны, умы и сердца мирными средствами. А что мы, научившиеся потрясать ядерной дубиной, можем тут предложить миру? Какой такой «Один пояс, один путь» мы построили?
Пока Китай выводил из бедности сотни миллионов, мы считали копейки на пенсии своим пенсионерам и спускали триллионы в трубу коррупции и растрат. Пока Китай строил высокоскоростные железные и автомобильные дороги, покрывал страну сетями связи 5G, мы боролись с иноагентами и поражали мир громадьем планов, которым никогда не суждено сбыться. В какой из перечисленных Марком Рубио отраслей мы сможем составить хоть какую-то конкуренцию США и тем более Китаю?
Когда-то у нас был план сконцентрировать усилия там, где когда-то мы были лидерами. Но вот уже даже в космосе мы безнадежно отстали, погрязнув, как можно судить, в коррупции. В результате 155 космических пусков США в 2024 году несопоставимы с 17 российскими. До 2030 года Китай собирается высадить на Луну людей, и это не пустые мечтания. А Россия после краха миссии «Луна-25» отложила пилотируемую миссию на неизвестный срок.
И нет никаких надежд на возвращение былых позиций, потому что не Россия, а Китай готовит столько инженеров и научных работников высшего уровня, сколько остальной мир. Это КНР, а не Россия регистрирует половину мировых патентов и изобретений и тратит больше всех на науку и технологии.
Вот чего, а не ядерного пугала убоялись США. А посему их план: оторвать Россию от Китая — самой динамичной экономики мира, вернуть ее в собственную орбиту, а попутно лишить Китай возможного российского ядерного зонтика. Как видно, у нас уже царит эйфория от того, что наконец-то на Россию благосклонно обратили внимание из-за океана. Тем более что поклоняться доллару мы не переставали, даже когда американские ракеты накрывали российские города. И это может сослужить плохую службу в той тонкой игре на троих, которую надо бы сыграть по предложению американцев.
Как известно, Байден очень долго не мог дозвониться до Си Цзиньпина, потому что тот был очень занят реализацией «китайской мечты о возрождении китайской нации», да и вообще не считал нужным говорить с теми, кто привык вести разговоры с позиции силы. Вот и сейчас председатель КНР выдерживает паузу после введения очередных таможенных пошлин со стороны США. Анонсированный разговор Трампа и Си пока не состоялся. И эта пауза может продлиться до тех пор, пока в Вашингтоне не поймут бессмысленность демонстрировать в международных отношениях замашки шерифа или пока мир не будет окончательно переформатирован под китайские стандарты.
Китай сконцентрирован прежде всего на себе, «создает производительные силы нового качества», и никакие пошлины и санкции не могут разрушить его план строительства к 2049 году «социалистической модернизированной державы» и «общества всеобщего достатка». Вот и нам давно пора бы обратить думы внутрь, перестать использовать в отношениях со странами категории дружбы и не покупаться на дешевые посулы.