История обязательного страхования автогражданской ответственности началась в современной России ровно 20 лет назад. Самое время поставить машину на стоянку и поднять бокал в честь такой даты. Однако не спешите пировать по поводу юбилея ОСАГО: и автолюбители, и страховые компании пребывают в тревоге. Ситуация в отрасли такова, что наступивший год может стать для автогражданки последним.
ОСАГО не смогли утопить сотни тысяч липовых полисов, блуждающих по стране, и сотни мошеннических контор, штампующих липовые ДТП. А вот кризис с поставками оригинальных запчастей автогражданка может не пережить.
Стоимость автозапчастей выросла в несколько раз, а многие позиции просто исчезли из прайс-листов. Москвич Алексей Павлов, владеющий восьмилетним седаном бизнес-класса, очень скоро прочувствовал изменения на себе. «За прошлый год я побывал в двух мелких ДТП. Оба раза был признан пострадавшим. Но если в апреле с направлением в сервис проблем не возникло, то спустя полгода страховщики всеми способами пытались уговорить меня отказаться от ремонта и забрать деньги. Которых не хватает и на половину качественного ремонта».
По закону об ОСАГО на восстановление автомобиля отводится не более 30 дней, но нигде не регламентируются сроки сбора и оформления документов, предшествующих ремонту, чем страховые активно пользуются. В итоге автослесарям на работу хватило недели, а на оформление документов, ожидание очереди в сервис и доставку запчастей ушло почти три месяца, рассказал нам Алексей.
Случай не единичный: по данным ЦБ, число жалоб на несоблюдение сроков ремонтов по ОСАГО выросло на треть.
По словам главы Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, доля направлений на ремонт в общей структуре страховых выплат к концу 2022 года упала до нуля, хотя еще в начале года показатель по стране составлял 12%. Вместе со сворачиванием программы восстановительного ремонта на 15% сократился и объем выплат по ОСАГО. Похоже, страховщики потихоньку сворачивают бизнес?
Какой же выход предлагается? Страховщики активно лоббируют очередное подорожание полисов, двукратное увеличение срока пребывания авто в сервисе и разрешение использовать в ходе ремонта бывшие в употреблении запасные части. Как одно связано с другим, не очень понятно. Зачем поднимать стоимость полисов, если на ремонте предполагается жестко экономить? Ответа на это нет даже у регулятора. В ЦБ справедливо полагают, что двукратное увеличение сроков ремонта ущемляет права клиентов, использование старых запчастей скажется на безопасности, а увеличение стоимости ОСАГО противоречит здравому смыслу.
Ситуация патовая. Нормально ремонтировать машины по автогражданке больше не получается (а это был главный аргумент в пользу обязательного автострахования), компенсационных выплат и раньше-то не хватало на нормальный ремонт, а сейчас и подавно. Получается, качество услуги под названием ОСАГО за 2022 год резко девальвировалось, а стоимость ее парадоксальным образом предлагают увеличить. Понятно, бизнес будет до последнего бороться за выживание, но требовать ежегодной оплаты взносов, не предлагая толком ничего взамен, — это уж слишком.
Спасти страхование автогражданской ответственности может только резкое улучшение ситуации на рынке запчастей или кардинальный пересмотр всей схемы страхования с обязательным сохранением натурального возмещения ущерба и с использованием не оригинальных запчастей, а их аналогов. В конце концов, многие из тех, кто регулярно обслуживает свои автомобили, и так уже перешли на не оригинальные, но на вполне качественные запчасти. Если же этого не произойдет, люди окончательно отвернутся от ОСАГО, смирясь со штрафами за его отсутствие.