Государственный исторический музей представил выставку «Русская свадьба. Традиция и обряды». Яркая экспозиция открылась перформансом: прямо на глазах первых посетителей торжественно «окрутили» пару брачующихся москвичей. Не обвенчали — для этого есть церковь. Но для обычного светского брака нынче необязательно идти в загс — можно оплатить выезд его сотрудников в музей.
Молодоженов, избравших для судьбоносного дня Исторический музей, облачили в национальные костюмы. Вот вам и повод сравнить привычные нам одеяния с тем, как наряжали женихов и невест на Руси — красочно, с фантазией, отнюдь не в белое платье и темный костюм. Богатые фонды ГИМа открывают все разнообразие брачной моды от XVI века, когда оформился русский свадебный обряд, до конца XVII столетия. В крестьянской среде старинные традиции держались дольше, вплоть до начала XX века.
Калейдоскоп фасонов и красок, где каждый штрих нес символический смысл, был сметен вихрем революции: сначала нарядиться как подобает молодым не позволяли разруха и нищета, потом свое взяло «стирание граней между городом и деревней»... Возможно, «Русская свадьба» в ГИМе даст импульс новому витку брачной моды, вернет ее к национальным истокам. Да и сам обряд вновь станет тем театрализованным действом, каким была традиционная свадьба.
Мы забыли многие компоненты этого ритуала, который подразумевал не только знакомство, ухаживание и скорый переход к совместной жизни, но и уйму промежуточных этапов — от первого подарка избраннику и любовного заговора до смотрин, рукобития (помолвки), мальчишника — последнего «прости» вольной жизни... Многое означали и совсем, на первый взгляд, простые вещи: гребень, прялка, веретено, платок. Ну а девичьи косы, прически замужних женщин, головные уборы — это настоящая антология, где все имеет значение, связано с поверьями.
На Руси судьбы молодых часто решали родители, да и вообще семья, род, клан. Музейщики показывают сквозь предметы и произведения живописи, как заключали свадебный договор (это подробно расписал художник Шибанов в 1777 году), или устраивали девичник в древнем городе Торопце, или проводили «Старинный обряд благословения невесты в гор. Муроме» (так названа картина из Владимира). Не обошлось без икон работы царских изографов XVII века, в их числе и венчальная — несчастной царицы Евдокии Лопухиной, которую царь Петр I сослал в монастырь. А как пышно праздновали брак августейшие предки первого императора, поведали «чиновные списки» свадебных торжеств царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Из Твери в ГИМ привезли редчайшие деревянные горельефы с изображением крес-тьянской свадьбы. Вырезавший их неизвестный скульптор конца XVIII — начала XIX века мог знать и о такой примете: на праздник нельзя забыть: позвать медведя. Шкура его служила оберегом будущей семьи. Согласно поверьям, этот могучий зверь способен защитить от злых духов, обеспечить плодовитость и укрепить род. Языческая традиция одевать на свадьбе ряженых в шкуру медведя или сажать новобрачных на расстеленную шубу сохранялась очень долго...
В ГИМе много внимания уделяют старым фотографиям, на сей раз они тоже «приглашены» на торжество, знакомят нас с многообразием свадебных церемоний. Музей увидел в фото времен связующую нить, предложив россиянам присылать свадебные снимки из своих семейных архивов: так все они станут участниками выставки, поистине общенародной.