В рейтинге лучших школ страны почти каждая пятая — столичная. Об этом рассказал глава департамента образования Москвы Исаак КАЛИНА, подводя итоги года.
Если точнее, то 89 московских школ сегодня входят в топ-500 по России. Всего же в системе столичного образования 2 тысячи учреждений. Уровень их разный. Исторически так сложилось, что одни школы престижные, с более сильными педагогами, другие попроще.
«Брендовые школы были, есть и будут, — считает Исаак Калина. — Но важно другое: количество школ, вызывающих доверие, сегодня растет». Это показала аттестация, во время которой эксперты оценивали уровень образовательных и внеобразовательных результатов. Итог проверки: 400 школ подтвердили свою высокую надежность, еще 145 школ показали высокую динамику роста. Проще говоря, школьники стали учиться лучше. Понять это можно по высоким показателям результатов ЕГЭ и количеству победителей олимпиад.
Если в 2010-м количество выпускников, набравших по трем предметам 220 баллов, было менее 7 тысяч, то в этом году их уже более 18 тысяч. Количество школ, подготовивших победителей и призеров городских олимпиад, выросло за три года с 421 до 579.
Такой результат эксперты связывают с модернизацией школ, которая началась в столице два года назад. Причин для серьезных преобразований было много: низкая зарплата учителей, слабая подготовка учеников, большое разделение школ по уровню престижности и финансирования. Тогда городские власти запустили пилотный проект по развитию общего образования в Москве. Вдобавок к нему заработала государственная программа до 2016 года «Столичное образование».
В итоге все школы перешли на нормативно-подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда, получили больше финансовой самостоятельности (каждая школа может получать и расходовать субсидии по своим потребностям), а в управлении и контроле стала активнее участвовать общественность — управляющие советы, в которые могут входить родители учеников.
«Современные родители выбирают школы, находящиеся в шаговой доступности от дома, — поделилась своим мнением директор школы № 1010 (вошедшей в топ-500) Ирина Жданова. — Поэтому все учебные заведения должны быть оснащены современными техническими средствами, у детей должны быть варианты индивидуального обучения, а также возможность посещать кружки и секции. Сегодня мы можем отбирать лучших педагогов, платить учителям достойную заработную плату, мы можем позволить себе делать ремонт в школах и благоустраивать территорию. Также в штате образовательной организации теперь есть юрист, бухгалтер, инженер, экономист. Есть и дошкольное отделение, с которого в этом году пришли к нам многие первоклассники. Это очень удобная практика».
«В следующем году главное для нас — это развитие управленческих команд в школах, — заявил Исаак Калина. — Если мы создаем условия для расширения ответственности, то во главе самой школы нужны сильные команды управленцев».
В департаменте подчеркивают: если раньше хорошей считалась школа, которая отбирала подходящих учеников, то сегодня — та, которую выбирают ученики и родители. В скором будущем они смогут выбирать и учебную программу.
Одним из важных достижений этого года руководитель столичного образования назвал стартовавшие этой осенью проекты в сфере профориентации для старшеклассников: «Университетские субботы» и «Профессиональная среда». Цель — повысить образовательный уровень школьников и студентов колледжей, популяризировать науку.
Теперь каждую субботу в московских колледжах проходят занятия для школьников. Здесь даются открытые мастер-классы и тренинги, проходят встречи с успешными представителями профессий и выставки специальностей. Каждое занятие посвящено определенному направлению профобразования. Всего в этом году школьники изучили 17 различных специальностей. Причем есть выбор: узнал специ-фику одной профессии — можно ознакомиться с другой. Записаться на занятия не проблема — достаточно зарегистрироваться на сайте департамента образования города Москвы. Здесь же можно узнать и расписание профуроков для школьников в столичных колледжах.
Подобная практика, по мнению специалистов, позволяет избежать возможных ошибок с выбором дальнейшего места учебы и, конечно, профессии. Проект быстро стал популярным. В этом году в «Профессиональной среде» уже приняли участие почти 3 тысячи абитуриентов.
«Приятно, что вместе с детьми по субботам в университеты приходят и их родители. Субботний день помимо семейного становится образовательным», — говорит Исаак Калина.
Другая инициатива, с которой выступили в этом году столичные педагоги, касается введения сочинения в систему промежуточной аттестации учащихся 10-х классов. По мнению учителей, сочинение позволяет лучше показать свои знания. Тут педагоги могут оценить и личностные, и предметные результаты освоения программы. К тому же сочинения, что давно подтвердила советская школа, позволяют ученикам глубже проникнуться национальной и мировой культурой и стимулируют творческий подход к выполнению заданий. В жизни пригодится.
При написании сочинения ребятам разрешат пользоваться любыми источниками: книгами, учебниками, словарями, а также интернет-ресурсами. Единственное условие — нельзя списывать. Проверить оригинальность работы учителя смогут с помощью специальных программ. Предполагается, что формой публичной защиты сочинения станет размещение его сканированной копии в системе «Статград» без оценок и исправлений экспертов. Эта система разработана учеными ряда столичных вузов по заданию Рособрнадзора. Ее цель — методическая поддержка системы внутришкольного контроля. Сегодня ее используют более чем в 13 тысячах учебных учреждений России.
С помощью «Статграда» в течение года учителя могут получать тексты тренировочных и диагностических работ по математике, физике, биологии, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, химии, информатике, иностранному языку, географии. Они помогают выявлять проблемы в обучении и в итоге лучше готовить ребят к ЕГЭ и другим экзаменам.
Одна из первоочередных задач в сфере образования, по словам Исаака Калины, — обеспечить в каждой школе Москвы максимально широкий выбор образовательных программ и высокое качество их реализации. При этом основным показателем качества школьного образования являются результаты сдачи ЕГЭ.
Справка «Труда»
По итогам сдачи ЕГЭ доля столичных школ, в которых хотя бы один человек набрал 220 и более баллов по трем предметам, в 2013 году выросла на 33% (в 2010-м — 72%, в 2011-м — 80,2%, в 2012-м — 96%).
Вместе с тем в 2013-м команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей за все время существования олимпиады, оторвавшись от других регионов: 84 человека из 52 школ (2012-й — 74 человека из 44 школ). Победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников подготовили 128 московских школ.
Более чем на 25% увеличилось количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады в Москве — 12 412 человек (2012-й — 9683 человека). Победители и призеры — 2761 ученик из 579 школ города, что превышает показатели прошлого года (2012 год — 2255 человек из 491 школы).
По результатам Всероссийской предметной олимпиады пятеро московских школьников вошли в состав сборных команд России. Все получили золотые медали на международных олимпиадах.
Победители и призеры Всероссийской олимпиады
2010 2013
278 321
Итоги сдачи ЕГЭ (количество школ, где не менее пяти учеников набрали 220 баллов по трем предметам)
2010 2011 2012
359 570 656
Поставка техники в школы
(с 2011 по 2013 год)
Оборудование Количество
Ноутбуки 56 934
Компьютерные классы 1167
Мобильные комп. классы 3430
Интерактивные доски 10 590
Средняя зарплата учителей
в Москве (тысяч рублей)
2010 2011 2012 2013
39,2 42,7 57,6 64,1