Досматривали "КамАЗ", принадлежащий китайской компании, который полупустым возвращался домой. В контейнере обнаружили сваленный в кучу хлам. Водитель-китаец невозмутимо пояснил, что везет домой старые аккумуляторы и несколько ящиков с продуктами питания. Таможенники не поленились и забрались в кузов. Под ящиками лежали обернутые брезентом мешки - контрабанда. В составленном протоколе перечень таежных даров, добытых хищническим путем, занял несколько страниц. В списке значатся: "лапы медведя (предположительно гималайского) - 768 штук, весом 844 кг". Плюс шкурки колонка (1550 штук), соболя (1600 штук), енота (53 штуки), норки (155 штук), белки черной (2180 штук). А еще трепанг сушеный, желчь медведя, сердца крупных животных, мускусная железа, пенис оленя, жир лягушек, рога оленьи, иные - с частью черепа...
Это самая крупная партия контрабанды, которая была задержана за последние годы. Эксперты определили, что убито 192 медведя (включая медвежат, так как есть и очень маленькие лапы). Чтобы получить 49 килограммов лягушачьего жира, надо уничтожить почти 100 тысяч лягушек... Сколько же всего животных было варварски убито?
Опустошительные набеги браконьеров из соседней страны на Уссурийскую тайгу учащаются. Китайцы тащат все, что шевелится и представляет интерес для тибетской медицины. Для этого не обязательно самим рыскать по тайге. В последние годы они стали нанимать местных жителей, и те исправно бьют зверя, заготавливают лес и лекарственные травы, истребляют живность: в таежных селах нет работы, а семью надо кормить. Как в этой ситуации остановить разгул браконьерства?
Недавно я побывал в районе озера Ханка, встречался с охот-инспекторами, которые охраняли перелетную птицу. Нынешней весной, как известно, охота на нее в связи с птичьим гриппом запрещена. И с удивлением узнал, что в окрестностях озера собрались почти все инспектора из центральных и северных районов Приморья. Начальство проводит тут очередное мероприятие. "А кто же охраняет зверье? - спрашиваю.- Ведь медведь вылез из берлоги после зимней спячки, дикие животные хлопочут о потомстве..." "Никто, - отвечают.- Браконьерам - полная свобода".
Меня поразило и то, как оснащены инспектора. Они приехали за многие сотни километров на разбитых машинах, получив в дорогу мизерное количество топлива. Но разве могут даже самые лучшие сотрудники - при нищенской зарплате, разбитой старой технике - всерьез противостоять организованным группам браконьеров? Ведь недаром перевозимые китайцем аккумуляторы и продукты не были декларированы. Контрабандисты (понятно, что за водителем грузовика стоят другие) действовали чрезвычайно нагло, игнорируя всякую предосторожность. Да они почти ничем не рискуют.
Уссурийскими таможенниками вынесено определение об административном правонарушении. Проводится проверка водителя, выявляются другие лица, причастные к организации контрабанды.
Но разве такими вялыми полумерами остановишь хищническое разграбление Уссурийской тайги?