Вот уже пять дней российские болельщики изощряются в соцсетях, изыскивая желчные, язвительные эпитеты по поводу происходившего в минувшее воскресенье, 14 ноября, в хорватском Сплите. Понятно, нельзя долго жить в ожидании чудес. Да и проигрывать можно по-разному. Но чтобы вот так, как это было в матче с Хорватией...
Путь от словенского Марибора до Сплита составляет 342 км по прямой. Российской сборной понадобилось 12 лет, чтобы пройти его. С той лишь разницей, что тогда Марибор был конечной станцией по дороге в ЮАР на чемпионат мира, сейчас же Сплит может оказаться пересадочной — если наши футболисты (кто про что, а мы опять про чудо!) все-таки преодолеют стыковой отбор в Катар в марте следующего года. И тогда, и сейчас сборную России устраивала ничья. Но оба раза она оказалась целью недостижимой. И все же назвать нынешний результат обидным язык не поворачивается: когда соперник весь матч безраздельно властвовал на поле, а мяч считаное количество раз задерживался у наших игроков, постоянно свербила мысль: пропустим! И это в конце концов произошло самым нелепым и роковым образом.
С точки зрения результата предварительный итог работы Валерия Карпина в сборной не так уж плох. Особенно если учесть очень низкий уровень мастерства наших футболистов на каждой из 11 позиций — по сравнению с конкурентами из Европы. Все еще претендуя на попадание в 13 лучших на континенте (именно столько европейских команд приедет в Катар), сборная России занимает 33-ю строчку мирового рейтинга и 19-ю — европейского. Тем не менее от прямого попадания на чемпионат мира команду Карпина отделяли какие-то девять минут! Более того, по ходу отборочного турнира при Карпине россияне поднялись на четыре строчки вверх, обойдя прямых конкурентов — сборную Словакии.
Но вот качество игры: Здесь по ходу поединка с хорватами точнее всех выразился один из комментаторов: «Осталось дотерпеть 30 минут». Заметьте: дотерпеть, а не доиграть. И действительно, наши в футбол не играли — они увязли в глухой обороне, отбиваясь изо всех своих невеликих сил, не давая играть сопернику. Который, однако, искал счастья в атаке — и нашел-таки его. И это справедливо — хорватам было бы в чем упрекнуть фортуну, не случись автогола Кудряшова.
Что теперь остается? Посыпать плешь пеплом и констатировать, что выше головы не прыгнешь? А она, голова российского футбола, нынче на уровне пояса европейского середняка. Верить, что вдруг откуда ни возьмись вынырнет на поле лидер, способный повести команду вперед? Но такие не просматриваются ни на ближних, ни на дальних подступах. Недаром Карпин назначал капитаном нового игрока на каждый очередной матч...
Впрочем, для начала нужно определиться, кто будет готовить команду к стыкам. Еще недавно этот вопрос не стоял на повестке: у Карпина с РФС действующий контракт автоматически продляется как раз до стыковых матчей. Но после поражения в Сплите Валерий Георгиевич сделал ряд заявлений, после которых возникло чувство неопределенности. Вот например. «Я не уверен, смогу ли психологически подготовить команду к стыковым матчам, — если судить по тому, что было вчера: Мне надо отдохнуть, спокойно проанализировать и подумать. Через неделю скажу, что все хорошо, а в декабре скажу, что нет, допустим», — в свойственной ему манере заявил Валерий Георгиевич. И развил свою невеселую мысль: «Разочаровала игра, а не результат. Не было попыток играть! И что дальше делать? В стыках будет еще больше давления — под ним сборная может играть в футбол или только дубасить мяч вперед?»
Через неделю, 26 ноября, состоится жеребьевка. 12 европейских соискателей трех дополнительных путевок на ЧМ-2022 разобьют на шесть пар. Сеяными стали сборные России, Италии, Португалии, Швеции, Шотландии, Уэльса, которым противостоят команды Польши, Чехии, Турции, Украины (ее при жеребьевке разведут с Россией по разным парам), Австрии, Северной Македонии. В полуфиналах сеяные 24-25 марта принимают на своем поле несеяных. На следующей стадии хозяев полей определит жребий. И пройдут эти финалы 28 и 29 марта. Три победителя обретут путевку в Катар.
Слово эксперту
Борис Игнатьев, главный тренер сборной России в 1996-1998 годах, в том числе во время стыковых матчей с Италией за право сыграть на ЧМ-1998
— Понятно, проходных матчей в марте не ожидается. Нужно одержать две победы, чтобы пробиться на чемпионат мира. Беда в том, что уровень нашего футбола не соответствует нашим притязаниям на международной арене, а мы просто боимся в этом признаться. И никакой тренер-волшебник не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Наши клубы с пугающей регулярностью проигрывают всем подряд в еврокубках. Наших игроков не приглашают в западные клубы, а если вдруг и случается такое, то к обоюдному разочарованию. Но вместо того чтобы поставить диагноз и начать лечение, мы отводим глаза и говорим: эх, если бы Кудряшов не подставил ногу: То что бы? Как выигрывать с такой игрой?!
За круглый стол должны сесть специалисты — не менеджеры, ничего не смыслящие в футболе. Почему сейчас только Головин и Миранчук играют в известных западных клубах, а раньше в командах из топ-6 европейских чемпионатов выступали 47 наших футболистов? Потому что «эффективных менеджеров» не было, зато наши тренеры дискутировали с научными светилами. Вот Юрий Семин написал большую статью, где, в частности, объяснил наши поражения в Лиге чемпионов тем, что российские клубы на протяжении ряда лет уступают соперникам в силовой работе на высокой скорости. Никто анализ этих наблюдений не сделал. Или, например, как ведется тренировочный процесс в юношеских командах. Нужно отправлять комплексные группы в знаменитые футбольные академии за опытом.