Главная Наука и технологии 00:02 19 Октября 2018 2640
Российская пилотируемая космонавтика: что дальше?

Каковы последствия аварии ракеты-носителя «Союз ФГ» с кораблем «Союз МС-10»?

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

Аварийная комиссия, которая расследует случившееся на прошлой неделе резонансное ЧП в российской пилотируемой космонавтике, может подписать заключение уже завтра, в субботу. Стартовавшая восемь дней назад ракета-носитель «Союз ФГ» с кораблем «Союз МС-10» прекратила полет через две минуты после старта на высоте 45-50 км. Но международный экипаж остался жив и вернулся на Землю благодаря системе аварийного спасения (САС). Что же дальше? Как будет выходить наша космонавтика из пике?

Конечно, прежде всего надо разобраться с причинами аварии. Версий выдвинуто немало. Первая — неисправный клапан на верхней части одного из четырех боковых блоков первой ступени. Вторая — не сработал пиропатрон. Третья — оказался поврежденным один из датчиков. Четвертая — не прошел сигнал по кабелю. Последняя версия — невыход штока концевого датчика. Впрочем, завершающая картина аварии понятна. На 119-й секунде подъема ракеты во время отделения четырех боковых блоков первой ступени один из них отошел не сразу. Столкновение, удар по второй ракетной ступени (центральному блоку), крен, запредельные отклонения от заданной траектории. Двигатели второй ступени выключились, начала работать САС...

Вопрос: мог ли оказаться на ракете бракованный пиропатрон? Трое моих собеседников назвали это маловероятным.

— На разных этапах производственного цикла каждый пиропатрон несколько раз «прозванивают» с помощью слабых токов, — рассказывает Герой России Олег КОТОВ, опытнейший космонавт (трижды летал на орбиту, отработал в космосе 526 суток), нынче замдиректора Института медико-биологических проблем РАН. — А потом еще проверяют при завершающих испытаниях на Байконуре. Важно, что в изделии дублируются и электрические цепи, и пиротехника.

Иными словами, пиропатрон мог не сработать, если не поступил электрический сигнал. Почему не поступил? Как и в случае с просверленной на корабле «Союз» дырой, появилась версия саботажа. Мол, может быть, кто-то тайно перекусил кусачками кабель? Но нужны не догадки, а подкрепленные экспертизами выводы. А в Роскосмосе очень спешат.

Во-первых, не хотелось бы консервировать МКС. Продлевать надолго вахту нынешнего экипажа невозможно, не позже января он должен покинуть звездный дом, потому что завершается предельный срок эксплуатации (210 суток) пристыкованного к МКС корабля «Союз». Того самого, с загерметизированной дырой. Во-вторых, в интересах высокопоставленных управленцев побыстрее наладить нормальную работу на МКС, чтобы авария ушла на второй план, в тень...

Уже на 3 ноября намечен запуск с космодрома в Плесецке носителя «Союз» со спутником Глонасс-М. Еще беспилотные запуски планируется осуществить с космодрома Куру, а также грузового корабля «Прогресс» с Байконура. И если все будет успешно, отправят к МКС следующий пилотируемый экипаж — россиянина Олега Кононенко, канадского астронавта Давида Сен-Жака и американку Энн Макклейн. Ориентировочное окно — в период с 28 ноября по 3 декабря. Это планы. Но как будет в действительности?

Вспоминаются две аварии 1996 года. 14 мая стартовала ракета «Союз-У» с военным спутником. В конце первой минуты полета произошел преждевременный сброс головного обтекателя, а чуть позже две ступени и спутник рухнули в степь. Аварийная комиссия не сумела тогда выявить причины и представила начальству отписку. А через месяц — второй запуск с Плесецка опять-таки носителя «Союз-У». И снова на первой минуте сброшен головной обтекатель. Тут уж взялись за расследование всерьез и выявили-таки виновных в изготовлении некачественных замков крепления на самарском «ЦСКБ-Прогресс». Не хотелось бы повторения. Конечно, трех беспилотных пусков, если не случится сбоев, достаточно, чтобы затем отправить в полет экипаж. Но это в обычных условиях. А сегодня нашу космонавтику трясет...

— Важно не просто выявить производственный дефект и виновного в нем, — отвечает научный руководитель Института космической политики Иван МОИСЕЕВ. — Надо взглянуть правде в глаза: в российской космонавтике система надежности в последнее десятилетие неуклонно снижается. Налицо системный кризис. Возьмите три ЧП с не долетевшими до заданной орбиты грузовиками «Прогресс» — в 2011-м, 2015-м и 2016-м годах. Ничего подобного не случалось в предыдущие три с лишним десятилетия. А теперь снижение надежности дошло и до пилотируемой космонавтики.

У нас, продолжает мой собеседник, было 1817 пусков ракет семейства «Союз», созданных на базе знаменитой «семерки» (Р-7). Из них 67 — аварийных, 1750 — успешных. Но вот что тревожит: с 2011 года ракеты-носители типа «Союз» раз в год не долетают до орбиты. В пилотируемых программах с использованием этой ракеты было лишь два ЧП за минувшие полвека — в 1975-м и 1983-м. Тогда включалась САС, чтобы эвакуировать экипажи. Если при такой убедительной статистике сегодня происходит непонятная авария в пилотируемой космонавтике, это знак беды в отрасли. Прежде чем приступать даже к беспилотным запускам, надо провести тщательную перепроверку ракетной техники.

По мнению Моисеева, пришло время кардинально менять управление космической отраслью. Во главе должно быть государственное агентство, а не госкорпорация. Между прочим, в США НАСА — это государственная организация, привлекающая частные компании. Такой подход доказал свою эффективность.

Досадные, дурацкие проколы даже в информационной сфере. 11 октября уже после случившейся аварии Роскосмос продолжал сообщать в интернете о том, что полет проходит нормально: «287 секунд — вторая ступень штатно отделилась». Помилуйте, штатный полет прекратился уже на 123-й секунде! «Странно выглядела череда твитов Роскосмоса, подробно описывавших успешное завершение трех стадий запуска, которых на самом деле никогда не было», — пишет английская The Telegraph. И возразить ей трудно.

До сих пор нераскрытой загадкой остается дыра, просверленная в стенке бытового отсека корабля «Союз». «Эта дыра породила дикие спекуляции в российских СМИ о том, что астронавты НАСА совершили акт саботажа», — удивляется американская The New York Times.

— Меня настораживает нынешняя ситуация в российской космонавтике, — говорит признанный авторитет, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр Борис БАЛЬМОНТ. — Вспомним, сколько сбоев было за последние годы. Почему они происходят так часто, хотя недостатка в заверениях об усилении контроля нет? Значит, что-то неладно в принципах организации и управления. От этого лихорадит отрасль. Одна из главных причин — нехватка профессионалов, особенно в управленческом звене. В прошлом месяце из РКК «Энергия» уволился Игорь Радугин, главный конструктор ракет, занимавшийся в том числе носителем среднего класса «Союз-5». Отрасль выдавливает ценные кадры, а на их место приходят «эффективные менеджеры» или люди, отобранные по знакомству.

Бальмонт рассказывает, как в советские времена пилотируемый полет отложили на целый год. Речь о советско-венгерском экипаже в составе Валерия Кубасова и Берталана Фаркаша. Они готовились к старту с осени 1978-го. Когда были уже на финишной прямой, в космонавтике произошли две неприятности. Сначала во время полета Николая Рукавишникова и болгарина Георгия Иванова возникли серьезные проблемы с маршевым двигателем корабля. Экипаж вернули на Землю. Причину неисправности выявили. Успешно запустили беспилотный корабль.

Но через некоторое время еще ЧП. Спустя почти 40 лет мой собеседник впервые рассказывает неизвестные подробности. При запуске очередного военного спутника произошла авария носителя. А на такой же ракете должны были стартовать Кубасов и Фаркаш. Нелегко было найти упавшую ракету. Вторая ступень рухнула в труднодоступном районе сибирской тайги. Когда нашли, встал вопрос, как ее достать. Проложили через тайгу в сухих местах дорогу, а по болоту — гать. Направили туда тяжелую технику, но настил из бревен не выдержал — провалился. Пришлось делать новую дорогу...

Наконец вытащили ракетную ступень, отправили на завод, разобрали до винтика. Выяснили, что опытный рабочий, орденоносец, на сборке отвлекся и не закрепил шплинт. Это прозевали и контрольный мастер, и военпред. Всех наказали (выговоры, лишение премий), но не уволили. Затем были разработаны дополнительные меры контроля, которые стали использовать на предприятиях. А главное — провели детальную проверку носителей, потому что раз появилась одна неисправность, то можно ждать и другую. Работали тщательно, без спешки. И полет Кубасова и Фаркаша состоялся только через год после первоначальной даты.

— Спешка недопустима, — завершает Бальмонт. — Еще не были известны точные причины недавней аварии, а уже пошли утечки про то, что новый пилотируемый запуск состоится 5-7 декабря. Потом новая дата — 28 ноября. Сейчас говорят о 3 декабря. Дай Бог, чтобы беспилотные запуски прошли нормально. А если нет? Новая авария стала бы очень серьезным тормозом для нашей космонавтики.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11282
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?