Главная Культура 00:02 19 Июля 2019 1348
Из Лондона с любовью

Благодаря поддержке «Роснефти» и BP создан уникальный оркестр в память о двух великих композиторах России и Великобритании

Захар Антонов
Дирижер Ян Латам-Кениг скоро представит новый проект английским и российским ценителям музыки. Фото: Даниил Кочетков / «Новая опера»

В среду в столице Англии Лондоне состоялась презентация уникального российско-британского Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича, создание которого было вдохновлено дружбой двух великих композиторов XX века — Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. В рамках проекта самые талантливые молодые музыканты Великобритании и России объединятся и проедут с масштабным туром по городам двух стран.

Ожидается, что новый творческий коллектив уже ближайшей осенью даст первую серию концертов.

Поддержку инициативе в рамках года музыки России и Великобритании оказывают две крупнейшие нефтяные компании — российская «Роснефть» и британская ВР.

Дружба объединила два мира

Историческое знакомство таких знаковых фигур, как Бриттен и Шостакович, привело к многообразному творческому трансграничному сотрудничеству, которое позволило странам узнать и прославить не только музыку этих великих музыкантов, но и культуры друг друга. А дружба композиторов со знаменитым виолончелистом Мстиславом Ростроповичем помогла им совместно преодолеть существовавшие между странами идеологические границы эпохи холодной войны.

В одном из интервью Бенджамин Бриттен отметил: «Русские и британцы имеют долгую историю дружбы и симпатии. Не стоит судить об англичанах только по тому, что публикуют в наших газетах. Мы испытываем большое уважение к советскому искусству; советские артисты и выступления стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы хотели бы познакомить вас с нашим искусством».

Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович впервые встретились на концерте Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в 1960 году, во время тура, в котором Мстислав Ростропович впервые в Великобритании представил Первый виолончельный концерт Шостаковича.

Они уже давно заочно восхищались музыкой друг друга. «Питер Граймс» Бриттена был вдохновлен оперой «Леди Макбет Мценского уезда», которую он впервые услышал в 1935 году. Английский композитор позже, в 1963 году, написал Шостаковичу: «В течение многих лет ваша работа и жизнь были для меня примером — мужества, честности и человеческой симпатии».

И хотя дипломатическая напряженность между их странами означала, что встречам двух композиторов будет сложно состояться, дружба Бриттена и Шостаковича на расстоянии продолжилась благодаря постоянному обмену партитурами и записями через посредников. Чаще всего в этом качестве выступали сам Ростропович и его жена Галина Вишневская, образовавшие дружный квартет друзей, способный преодолеть границы идеологически чуждых стран. В 1961 году в Ковент-Гарден была поставлена «Катерина Измайлова», новая версия «Леди Макбет» Шостаковича, и Бриттен не скупился на похвалы своему коллеге:

«Мой дорогой Дмитрий Шостакович! Наш хороший друг Слава здесь с нами уже два дня, и он доставит вам мою записку, в которой я хочу вас сердечно поблагодарить за замечательное письмо. Мне очень жаль, что я и тысяча англичан не смогли поприветствовать вас во время исполнения оперы «Катерина». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и радуюсь, что она была очень хорошо оценена здесь».

В ту пору заграничные гастроли русских творческих коллективов случались не часто, поэтому Бриттен сам искал любую возможность посетить Россию и узнать больше о ее культуре. При поддержке Мстислава Ростроповича Бриттен в 1963 году был приглашен в Россию для участия в Британском музыкальном фестивале. А годом позже он вернулся в нашу страну с гастролями Английской оперной группы, с которой он выступил в качестве дирижера трех своих опер. Как подсчитали искусствоведы, в период с 1963 по 1966 год Бриттен и Шостакович встретились в Советском Союзе шесть раз.

Культурный обмен Бриттена с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской, несомненно, повлиял на его творчество. Начиная с «Военного реквиема», первоначально задуманного для исполнения Вишневской, русскоязычного цикла песен «Эхо поэта» и до возвращения к инструментальным композициям, особенно к его концертам для виолончели, написанным для Ростроповича.

Шостаковичу была посвящена опера Бриттена «Блудный сын». В свою очередь наш композитор посвятил Симфонию № 14 Бриттену, который дирижировал первой постановкой за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 году. Газета The Times писала: «Все присутствующие в концертном холле Maltings могли видеть и слышать, что Бриттен ведет концерт, который глубоко его растрогал и который является плодом тяжелого труда, но и плодом любви».

Единственный раз Шостакович смог посетить родной город Бриттена Олдборо в 1972 году, когда русский композитор поработал над черновиком партитуры оперы Бриттена «Смерть в Венеции». Шостакович говорил в интервью The Times: «Мне нравится (Бриттен) как человек и как музыкант... Я особенно восхищаюсь его талантом и его чувствительностью. К сожалению, мы встречаемся слишком редко». Узнав о смерти Шостаковича в 1975 году, Бриттен был потрясен до глубины души и написал: «Он величайший композитор, которого я когда-либо имел честь знать».

Оркестр молодых музыкантов

Фестивальный оркестр Бриттена — Шостаковича основан Яном Латамом-Кенигом. Это британский художественный руководитель «Новой оперы им. Е.В. Колобова» — одного из самых значимых оперных театров Москвы. Латам-Кениг стал первым и пока единственным британским дирижером, под руководством которого находится известный в столице центр музыкальной культуры.

«Увлеченность русских композиторов английской литературой и, в частности, Шекспиром, не угасала даже за железным занавесом. Вдохновившись ею, Прокофьев сочинил один из своих самых известных балетов — «Ромео и Джульетта», а Шостакович создал непревзойденное музыкальное сопровождение для легендарного фильма «Гамлет» режиссера Григория Козинцева. Я в восторге от того, что мы сегодня запускаем этот первый британско-российский оркестр. Языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самым малым из препятствий. Достижение высочайших художественных стандартов с помощью этих талантливых музыкантов будет способствовать углублению культурных связей между нашими двумя великими странами», — заявил Ян Латам-Кениг.

«У молодых исполнителей России и Великобритании разные подходы к музыке, и мы надеемся, что они найдут чему поучиться друг у друга. Мы хотим объединить лучшие качества, которые отличают музыкальное образование двух наших стран, чтобы создать безупречный с артистической точки зрения оркестр», — отметил британский дирижер.

 

Оркестр будет состоять из 86 молодых музыкантов в возрасте от 18 до 28 лет, которые лично отобраны Латамом-Кенигом из ведущих консерваторий Великобритании и России: Королевского колледжа музыки (Лондон), Гилдхоллской школы музыки и театра (Лондон), Королевской академии музыки (Лондон), Королевского Уэльского колледжа музыки и театра (Кардифф), Королевской консерватории Бирмингема, Королевского Северного музыкального колледжа (Манчестер), факультета музыки Университета Оксфорда, Королевской консерватории Шотландии (Глазго), Московской, Санкт-Петербургской и Ростовской государственных консерваторий, Музыкальной академии им. Гнесиных (Москва), Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова (Москва).

«Я взял на себя ответственность создать первый в своем роде оркестр, который объединил первоклассных российских и британских музыкантов. У нас ушло полтора года на формирование творческого коллектива. Мы уверены, что этот проект будет иметь гигантский успех и способствовать укреплению культурных связей между Россией и Великобританией. Ведь музыка — это международный язык, язык, который объединяет», — рассказал дирижер Ян Латам-Кениг.

Впервые Фестивальный оркестр соберется в сентябре 2019 года — с недельной резидентурой в парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать и обучаться у профессиональных преподавателей из крупнейших оркестров и оперных театров.

Официальные выступления начнутся с двух концертов в Сочи 9-10 сентября — в парке науки и искусства «Сириус». Затем 12 и 14 сентября музыканты сыграют в Московской государственной консерватории им. Чайковского, а завершится российская часть тура концертом 15 сентября — в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Дмитрия Шостаковича. Тур по городам Великобритании пройдет в период с 17 по 25 сентября — оркестр последовательно выступит в Бирмингеме, Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Эдинбурге, Бейзингстоке и Лондоне.

Оркестр представит в туре музыкальную программу, которая включает в себя Сюиту для эстрадного оркестра и эстрадную поэму «Казнь Степана Разина» Шостаковича, а также «Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Кроме того, в ходе тура будут исполнены «Взлетающий жаворонок» и «Фантазия на тему Таллиса» Ральфа Воана-Уильямса, сюита «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Исполнителями программы станут в том числе пианист Павел Колесников и скрипачка Дженнифер Пайк, а также актеры Эдвард и Фредди Фокс.

Почетными президентами оркестра выступают Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский, руководитель «Фонда Дмитрия Шостаковича» вдова композитора Ирина Шостакович и выдающийся российский дирижер Юрий Темирканов.

«Мы планируем каждый год собираться для совместных выступлений, обьединяя молодые таланты России и Великобритании. Это один из немногих подобных проектов в мире и первый — для России и Великобритании. Мы бы не смогли сделать это без поддержки властей двух стран. Гигантскую помощь оркестру оказали наши спонсоры — компании «Роснефть» и BP, чьи связи являются примером крепких деловых отношений между российским и британским бизнесом. И то, как они поддержали нас, чтобы претворить этот проект в жизнь, — выдающееся достижение с их стороны. Оркестр ломает барьеры между двумя странами», — отметил председатель оркестра и бывший министр энергетики Великобритании Чарльз Хендри.

Вклад в развитие культуры

«Роснефть» и BP, являющиеся одними из крупнейших нефтяных компаний мира, неслучайно оказались главными спонсорами создания Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича. Обе компании достаточно давно и тесно сотрудничают друг с другом — компании связывают как различные совместные проекты, так и то, что британская компания является одним из основных акционеров «Роснефти». Нефтяные гиганты традиционно придерживаются политики высокой социальной ответственности.

Так, российская и британская компании оказывают поддержку Мариинскому театру. Кроме того, «Роснефть» поддерживает Дом музыки в Санкт-Петербурге, финансирует академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Дмитрия Шостаковича, который является одним из культурных символов России в мире, организовывает гастроли Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в российских городах.

Театр балета в феврале представил на территории Катарского фонда образования, науки и социального развития (Qatar Foundation) в Дохе спектакль «Анна Каренина» на музыку П.И. Чайковского. Зрители получили уникальную возможность оценить авторскую балетную постановку и хореографию высочайшего уровня, насладиться музыкой П.И. Чайковского, а также полюбоваться уникальными костюмами и сценографией. Спектакль имел большой успех у публики, зал стоя встречал артистов овациями.

«Роснефть» также поддерживает ежегодные выступления Хора Сретенского монастыря в регионах своего присутствия. В октябре Хор также выступил в Дохе.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33171
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7949
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4878
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4665
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4485
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3997
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...