
Из десятков площадок, что предложила зрителями прошедшая на днях в Москве Ночь в музее, я выбрал Государственный исторический музей – и не пожалел. Наверняка было интересно и в других точках, но тут удалось прикоснуться к таким тайнам и своими глазами увидеть такое, в реальность чего еще несколько лет назад невозможно было поверить. Например, разглядеть «античный импрессионизм» безнадежно, казалось бы, закрашенных в позднейшие века виртуозных византийских рисунков IX века. Или прочесть прежде не поддававшиеся расшифровке скорописные заметки Петра I. А то и вовсе разглядеть в особом освещении на темном переплете древней книги прижизненный портрет Ивана Грозного, хотя до самого последнего времени считалось, что таковых не сохранилось. А помогли все это сделать искусственный интеллект и… космические технологии.
К исторической науке у многих отношение уважительно-ироническое: мол, молодцы, кто возится со всеми этими папирусами-пергаментами, но какая в том польза для нас?
Огромная, ведь все мы – дети истории. Которая не только учит, но и впрямую вливается в день сегодняшний. Ну вот хотя бы проект, осуществляемый лабораторией искусственного интеллекта (AI) Сбербанка. Интригует уже название: «Digital Петр». Суть такова: от Петра I осталось множество рукописных документов, прочтение которых до сих пор составляет огромную проблему. Великий преобразователь России был не слишком разборчив не только в методах, какими проводил свои реформы, но и элементарно в почерке. Про него даже говорили: пишет, как доктор – то есть ничего не поймешь.
Допустим, вот такая бумажка – действительно, подобными каракулями только писать медицинские рецепты. Но что делать тому, кому она адресована? Вряд ли бы мы с вами захотели оказаться на месте этого человека. Не исполнишь царскую волю – расправа последует крутая.
И таких документов в архиве Санкт-Петербургского института истории, ставшего одним из участников проекта – сотни. Если еще бумаги за 1700 – 1719 годы более-менее разобраны, то царева скоропись последних пяти лет жизни практически не расшифрована. Год назад тема «зацепила» Дениса Димитрова из той самой лаборатории Сбера. Собрал небольшую команду, которая с помощью нейросети обработала около 700 расшифрованных петровских бумаг – и к новому 2021 году была готова программа, научившаяся-таки распознавать царскую «тайнопись». Некоторые документы уже прочитаны. Например, та бумажка, которую мы воспроизвели на фото, оказалась письмом некоему майору («маеору»), ответственному за дренаж болотистого петербургского грунта, и повелевала добыть материал для постройки резервуаров – «сводоф, куды болотную воду спускать», а без того «воды в канал пустить невозможно».
В чем же сегодняшний смысл этой работы? Во-первых – просто интересно. Во-вторых – авторы проекта задались целью разработать систему расшифровки не только петровских рукописей, но скорописи вообще. А это имеет вполне практическое значение, особенно если речь о метрических книгах, где записано, кто где когда родился, кого родил и чей он наследник. Из подобных документов в архиве Института истории расшифровано всего 5 процентов…
Разработка, которую представило РИА «Новости», называется не менее интригующе: «Музей исчезнувших картин». Ее авторы попробовали виртуально воссоздать те произведения, которые повреждены настолько, что реставрировать их физически пока не удалось. Поскольку некоторые, например, изрешечены пулями. На помощь опять-таки пришел искусственный интеллект, позволивший лицезреть через VR-очки кругового обзора картины Куинджи, Айвазовского, Коровина и еще полутора десятка художников. Выберешь из «окружающих» тебя картин-призраков наиболее заинтересовавшую, поворачиваешься к ней – и слушаешь подробный рассказ о ее истории… К сожалению, посмотреть прямо в музее, как это работает, корреспонденту «Труда» не удалось – устроители сами не ожидали, что к ним выстроится огромная очередь, состоящая в основном из детей. Правда, таким невезучим, как я, вручили картонные VR-очки, в которые можно вставить мобильный телефон с предварительно скачанным на сайте РИА специальным приложением – и устроить себе художественно-познавательное шоу хоть дома.
VR-очки, телефон, скачанная у РИА «Новости» программа – и можно увидеть целыми картины, которые повреждены или вовсе погибли
Наконец, самую, на мой взгляд, увлекательную разработку представил сам Исторический музей. Его специалисты заставили древние книги из музейной коллекции «говорить и показывать» совсем удивительное.
Вот, например, палимпсест – так называют пергамент, который использовали дважды, ради позднейшей записи смыв предыдущую. Подобным образом часто поступали в небогатых средневековых монастырях, не имевших средств на покупку новых листов. Так, один сербский монах XIV века, которому нужен был сборник молитв, а в имеющейся книге не хватало важных страниц, не мудрствуя лукаво написал вставки на старом пергаментном «хламе» – не используемых уже древних листах с непонятными текстами, которые тем не менее запрещалось выбрасывать на помойку как предметы со священным статусом. Писал серб, разумеется, кириллицей – а вот смытый им первоначальный текст Х века, следы которого угадывались между кириллическими строками, оказался глаголическим. И это подстегнуло интерес исследователей. Дело в том, что документов на глаголице – азбуке, изобретенной Константином (Кириллом) Философом для записи священных текстов на славянском языке, – сохранилось очень мало: захватившие Болгарию на рубеже X и IX веков византийцы свели на нет использование славянских азбук. Кириллица сохранилась лишь благодаря тому, что ее подхватила Русь, а уж потом возродила Болгария, а вот глаголице совсем не повезло. В России до сегодняшнего дня насчитывалось лишь около десяти глаголических документов. Теперь этих памятников стало больше – однако как прочесть то, что едва угадывается не только в обычном свете, но и при ультрафиолетовой съемке?
Помогла дружба, завязавшаяся у Исторического музея в 2017 году с Институтом космических исследований. Его специалист Александр Андреев предложил метод мультиспектральной съемки, которым пользуются для наблюдения земли со спутника: снимая в различных частотных диапазонах, от инфракрасного до ультрафиолетового, видят и лесные пожары, и области задымления… Будучи направленной на старый пергамент, мультиспектральная камера суммировала множество разрозненных следов древнего текста, и, наложенные друг на друга, эти снимки сделали его видимым почти целиком. Так выяснилось, что в руках ученых – древние гимны в честь архангела Михаила, Иоанна Златоуста, рождественские песнопения… Причем половина из них до сих пор нигде не встречалась – эти тексты открыты впервые.
Больше того, по редкому графическому приему – огромным очень красивым инициалам, т.е. начальным буквам песнопений – удалось определить и место создания текста. Это регион Охрида – древнеболгарского города, имевшего прочные связи с Южной Италией, где так традиционно записывались латинские тексты и куда, как теперь стало понятно, приезжали учиться славянские книжники. Интересная, ранее не известная глава отношений между западными и восточными христианами…
Приоткрыла перед исследователями свою интригу и знаменитая Хлудовская псалтирь – богослужебная книга IX века с изумительными иллюстрациями в стиле «античного импрессионизма», как охарактеризовала его старший научный сотрудник отдела рукописей ГИМа Елена Уханова. В самом деле, посмотрите хотя бы на этого роскошного петуха, своим пением устыдившего апостола Петра за троекратное отречение от Христа, которое тот предсказал на Тайной вечере («не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня»).
И не скажешь, что этому петуху, повергшему в трепет апостола Петра, 1200 лет от роду
Или на «атлас Вселенной» с круглой Землей и окружающей ее синей небесной твердью с Солнцем, Луной и звездами. Или на наглядную «публицистику» раннего средневековья, где иконоборец Иоанн Грамматик со своей малярной кистью, замазывающей икону, уподоблен христоубийцам, тыкавшим в Спасителя копьем. Или на самого Спасителя, стоящего… а вот на чем стоящего, помогла разглядеть на ветхой осыпавшейся картинке все та же мультиспектрография: это ад, изображенный в виде великана с черным чревом – очень древний иконографический образ, в последующие века вышедший из употребления.
Сатирическая кисть IX века сравнила иконоборца Иоанна Грамматика с теми, кто убивал Иисуса на кресте
Еще более вдохновила находка, сделанная под нарисованными в XIV веке, когда книгу пытались «подремонтировать», густыми синими волнами. Оказалось, там изображен исход евреев из Египта через расступившееся Красное море, не пустившее вслед за беглецами фараоново войско. Елена Уханова предвкушает и дальнейшие открытия: в Псалтири еще по меньшей мере пять подобных «синих потопов»…
Мультиспектральная съемка «открыла» под волнами Красного моря, пропустившего евреев, фигуры гнавшихся за ними египтян
Ну и последнее – портрет Ивана Грозного. Со школы все мы помним, что прижизненных изображений царя не сохранилось. Однако известно, что один из экземпляров знаменитой книги «Апостол» ее изготовитель, русский первопечатник Иван Федоров предназначал в подарок государю, для чего вытиснил на обложке силуэт двуглавого орла со щитом, на котором изобразил голову монарха. Подарок, правда, не был вручен – Федорову пришлось в опричное безвременье бежать за границу, но книга, проделав сложный путь, через два с лишним века вернулась в Россию, где попала в Исторический музей. Увы, за столетия место тиснения разгладилось – но мультиспектральный метод, помноженный на обработку искусственным интеллектом, и на этот раз помог по мельчайшим сохранившимся следам дать представление о первоначальной картинке.
Технология множественной съемки в разных лучах спектра помогла увидеть на потемневшей и разгладившейся коже следы портрета царя
Как тут не вспомнить пушкинское: «О, сколько нам открытий чудных/ Готовят просвещенья дух,/ И опыт, сын ошибок трудных,/ И гений, парадоксов друг». Здорово, что этот дух жив в Государственном историческом музее. И досадно, что о нем мало пекутся в иных высоких государственных структурах, где больше озабочены репрессиями против просветительства и прочих проявлений свободной мысли.