Мировое футбольное первенство в Катаре обещает стать самым роскошным и затратным мероприятием не только в истории спорта, но и культуры и шоу-бизнеса. Катар уже потратил на него около 220 млрд долларов. И хотя дороги, транспортные узлы, крупные жилые и спортивные объекты будут и в дальнейшем использоваться, все равно мундиаль — заведомо убыточное дело. Однако шейхи готовы потратиться, стремясь показать всему миру привлекательность Катара и Ближнего Востока. Ради этого они даже пошли на послабление многих запретов, связанных с мусульманскими порядками и менталитетом.
ФИФА договорилась с катарскими властями, что во время чемпионата мира полиция проявит сдержанность в отношении поведения иностранцев, даже если оно противоречит культурным нормам Катара, но является обычным для Европы и Америки. Оговорены нормы поведения, которые считались немыслимыми в любой стране с государственной исламской идеологией. Вплоть до того, что футбольным фанатам разрешат залезать на столы, натягивать флаги на статуи и хором скандировать кричалки на публике. Полиция в таких случаях обещает не вмешиваться.
Но некоторым и этого показалось мало. К примеру, руководители сборной США создают конфликтную ситуацию на ровном месте. Зная, как мусульманское сообщество нетерпимо к пропаганде нетрадиционного секса, они на тренировочной базе американской сборной в Катаре вывесили радужные логотипы в знак поддержки ЛГБТ-сообществ. Цель? «Вдохновить людей на действия по вопросам социальной справедливости». Главный тренер сборной США Грегг Берхалтер заявил: «Мы хотим привлечь внимание к социальным проблемам не только в США, но и за рубежом. В Катаре достигнут значительный прогресс в вопросах терпимости к ЛГБТ, но еще предстоит проделать большую работу».
Одно слово: провокаторы, навязывающие хозяевам турнира пресловутые «ценности», которые им чужды и противны! Можно легко предсказать, что будет дальше: парочки мужиков начнут демонстративно целоваться, обниматься, вызывающе одеваться или раздеваться. И потом по новостным каналам пойдут репортажи про то, как злодейская полиция Катара грубо нарушает их права.
Хотя, будем надеяться, подавляющее большинство футболистов и болельщиков отправляются в Катар с чистыми намерениями. Летописец российского фанатского движения Андрей МАЛОСОЛОВ рассказал «Труду»:
— Я знаю фанатов из многих стран, которые ездят на все чемпионаты мира независимо от того, играет ли там их сборная или нет. Мои знакомые из Венгрии, Норвегии, Латвии, с Фарерских островов не намерены пропускать и нынешний футбольный праздник. Будут в Катаре и россияне. Трое моих друзей уже уехали: один на 10 дней, другой на пять, еще один поедет только на матч сборной Сербии. Авиабилеты они брали загодя за 50 тысяч рублей туда-обратно. А на матчи при любом ажиотаже можно купить билеты на месте — через приложения или у спекулянтов с рук...
Катарцы объявили, что постараются сделать мундиаль лучшим в истории. Технически и по инфраструктуре он именно таким уже стал. Но есть особенности. Это мусульманская страна со строгим дресс-кодом. Большие ограничения по продаже алкоголя. Однако Катар организовал совместные с Бахрейном, Оманом и другими соседями «авиамаршрутки». За полчаса можно долететь из мест, где гораздо свободнее по части выпить-потусить.
Алкоголь в Дохе продается в нескольких точках и только по специальной лимитированной карте, которую выдают иностранцам, работающим в стране. Им по карте можно покупать алкоголь на сумму, не превышающую 10% от официального дохода. А у местных жителей таких карт нет. Приезжие туристы пьют в барах, отелях и ночных клубах — там алкоголь в свободном доступе. Но даже задолго до начала мундиаля цены на спиртное значительно выше, чем в России: стакан пива в баре — от 600 руб-лей. За пределами отелей выпивать нельзя, но к чемпионату мира сделали фан-зоны с разрешенным алкоголем. Главная фан-зона — на 40 тысяч человек. Для сравнения: во время чемпионата мира 2018 года фан-зона в «Лужниках» была рассчитана на 8 тысяч.
Глава комитета ветеранов РФС Александр Мирзоян сообщил «Труду», что на сей раз не намечается организованной Российским футбольным союзом поездки в Катар для заслуженных футболистов и тренеров, как это бывало раньше. Впрочем, некоторые известные спортивные деятели отправятся на чемпионат в частном порядке, в качестве обычных туристов.
Всего же в течение месяца Катар посетят более 2 млн иностранцев — почти столько же, сколько в стране местных жителей. Конечно, с подобной нагрузкой способны справиться немногие. В Катаре такого массового нашествия не было и не будет — более половины из футбольных стадионов подвергнутся по окончании мундиаля кардинальному переоборудованию или полному демонтажу.
Катар и раньше считался дорогой страной. А в данный момент турагентства предлагают номера в гостиницах «четыре звезды» ценой от 40 тысяч рублей в сутки на человека. А ведь еще полгода назад те же номера в отеле стоили от 2,8 тысячи рублей, а самый дешевый хостел на Booking в Катаре тянул на тысячу рублей. Сегодня такие цены можно увидеть только во сне. Но это обычное явление для многих стран, где проводят чемпионаты мира или Европы по футболу. Мы ведь еще не забыли, как хозяева скромных московских квартирок в 2018 году требовали с «понаехавших» 200 тысяч рублей за месяц проживания?
Что еще? Цены на продукты в магазинах и на общественный транспорт в ноябре в Катаре в среднем в полтора-два раза выше, чем в Москве. Что поделать, это праздник, который бывает раз в четыре года.