Сбылась мечта многодетных родителей. В интернете появилась целая индустрия продажи всевозможных поделок для школы и детского сада. Прощайте, полунощные бдения над еловыми шишками, гуашью и цветным картоном — любое творческое задание теперь можно «выполнить» одним кликом мышки и по вполне сходной цене. Но есть вопрос: на что будет потрачено высвободившееся время?
Выбор поражает воображение. Интернет-площадки частных объявлений пестрят заманчивыми предложениями. Есть и специализированные сайты, на которых представлены только поделки для разного рода творческих конкурсов: попроще, посложнее, подешевле, подороже, на 3, 5, 7, 10 и 12 лет. Встречаются настоящие произведения искусства, которые точно будут оценены по достоинству на любом вернисаже.
Изготовление работ для детских творческих конкурсов на поток поставили профессиональные дизайнеры и декораторы, для которых любая сосновая шишка — это не только неиссякаемый источник вдохновения, но и инструмент получения прибыли, причем немалой. Разброс цен довольно большой, но купить поделку, за которую будет однозначно не стыдно, дешевле 500 руб-лей не получится.
Предложение пользуется отличным спросом. В неделю декоратор-частник может реализовывать по 10-15 поделок, а интернет-магазины — на порядок больше. По словам продавцов, среди покупателей преобладают мамы с двумя и более детьми, у которых нет времени на совместное творчество с каждым из детей. Рассчитывать на помощь бабушек, дедушек и пап можно далеко не всегда, а школы и детские сады придумывают и объявляют все больше детских творческих конкурсов. Вот и приходится выкручиваться.
Многодетные мамы — это ядро целевой аудитории магазинов поделок, хотя и скромное. Тут верхняя граница бюджета, как правило, ограничена 1000 рублей, а среди критериев есть такой: «чтобы не сильно выделяться». Другое дело состоятельные отцы или мамы единственного любимого ребенка, которые по какой-то причине решили победить в творческом конкурсе. Такие клиенты могут одной покупкой сделать суточную кассу магазина. Диссонанс между собранным из еловых веточек средневековым испанским галеоном и перебивающимся с двойки на тройку по труду или рисованию отпрыском их ничуть не смущает.
Разумеется, школьные учителя и детсадовские воспитатели в курсе происходящего — и совсем не в восторге от новых сервис-услуг. Мнение педагогов однозначно: своими действиями родители не облегчают жизнь никому, кроме продавцов поделок. Во-первых, взрослые осознанно лишают детей возможности для творческого развития, во-вторых, отказывают себе в удовольствии провести время за совместным со своим чадом занятием. Скорее всего, претензий по этому поводу дети родителям никогда не предъявят, но свою печать на отношения это все равно наложит.
Не разделяют энтузиазма по поводу нового элемента товарно-денежных отношений и психологи. По их мнению, такое поведение взрослых слишком рано деформирует психику детей, которые в нежном возрасте постигают основной закон современного мира, в котором все продается и покупается, а знания и умения не являются решающим фактором успеха даже в школьном творческом конкурсе. Хочешь занять призовое место и тем более победить? Изволь раскошелиться.
P.S. Впрочем, в качестве разовой акции покупка поделок, как мне кажется, все-таки имеет право на жизнь. Выбирая между двойкой за домашнее задание или провалом на творческом конкурсе и покупкой чего-то неброского, но добротного и недорогого, я бы выбрал второе. Главное, чтобы высвободившееся время тратилось на что-то действительно важное и нужное, а не на просмотр телевизора или танковые баталии в режиме онлайн.