
Война с граффити в Петербурге, поутихшая было после прошлогодней скандальной истории с уничтожением портрета поэта Иосифа Бродского, вспыхнула с новой силой. На этот раз жертвой выбран Михаил Горшенев, покойный лидер группы «Король и Шут», известный у любителей рока как Горшок.
Поклонники увековечили Горшка на Лиговке, удачно вписав настенный портрет кумира в тематику места: в этом старинном районе расположен «профильный» магазин Castle Rock. Недалеко чуть раньше появилось граффити с изображением лидера «Алисы» Константина Кинчева. Был еще портрет Кита Флинта из Prodigy, но того коммунальщики быстро закрасили.
С Горшком быстро не вышло. Хотя районная власть и машет, как флагом, жалобой некой Виктории, настаивая на «немедленном очищении фасада», фанаты Горшенева горой стоят за посвященную ему стену. Едва стало известно о намерении властей закрасить портрет, как в Сети появилась петиция, адресованная губернатору Александру Беглову с просьбой заступиться за изображение, на сегодня являющееся самым большим граффити-портретом в России. Обращение поддержали уже более 10 тысяч петербуржцев.
Среди них — вокалист «золотого состава» группы «КиШ» Андрей Князев (Князь): «Тысячи благодарных за творчество и парочка недовольных — по-моему, очевидно, к кому нужно прислушаться, — рассуждает музыкант. — Мои окна выходят на проезжую часть, так что, убрать проезжую часть с глаз долой? И дети шумят на детской площадке — вон площадку?»
А Илья Черт («Пилот») заявил, что ему надоело жить «в зоне строгого режима»: «Уж по-любому граффити лучше, чем полутюремная покраска стен».
Точнее не скажешь. Не только Лиговка, вошедшая в историю Петербурга как злачный микрорайон, до сих пор остается неприглядной, хотя до «парадного» Невского проспекта от нее рукой подать. Многие кварталы в центре, чуть сверни с того же Невского, пугают серостью — в прямом смысле слова. Красят их в нашем облачном и туманном городе почему-то в блеклые цвета.
Но вернемся к граффити. Корреспондент «Труда» попыталась выяснить, кто такая эта жалобщица Виктория и что она имеет против рисованных рок-звезд. Неужели голые, часто без единого деревца дворы-колодцы посреди обшарпанных стен лучше, чем неформальное, но художественное и вполне оптимистичное настенное творчество (не путать с пачкотней самоутверждающихся подростков)? Однако ни в районной администрации, ни в городском комитете по культуре ответа я не получила.
Уж не сами ли муниципалы, как поговаривают в рок-тусовке, сочинили «телегу»? Их враждебное отношение к стрит-арту давно известно. Только за последние два года его жертвами стали портреты Виктора Цоя, Иосифа Бродского, Даниила Хармса... Закрашиваются даже патриотические панно. В Кронштадте в канун недавнего Дня Победы коммунальные службы замазали черной краской граффити «Наша Победа» на Красной улице. Оно было создано по мотивам известного блокадного фото, на котором три моряка беседуют с девочкой. Поверх него, закрашенного, теперь висит баннер о Таллинском переходе 1941 года. Что это, как не война пристрастий? Развязанная еще и с использованием служебного положения.
Продолжается это не первый год и не в одной только Северной столице. В Крыму, Москве, Ростове, Екатеринбурге, некоторых других больших и малых городах чиновники часто без объяснений стирают, смывают, закрашивают рисунки и портреты, появляющиеся где на стенах зданий, где на трансформаторных будках или ограждениях. Объяснение простое: незаконно!
«Так узаконьте!» — просят россияне, в массе своей с симпатией относясь к уличному искусству. В питерском Законодательном собрании этим занялись еще в 2017 году — и до сих пор разрабатывают регламент. Составляют списки адресов для легальных рисунков на бетонных «полотнах» (от каковых — адресов — по ходу обсуждения мало что остается). Вносят поправки. Принимают, а потом отменяют решения под предлогом необходимости доработать их. И так четвертый год...
Вот с установкой сомнительных с художественной и исторической точек зрения памятников проблем нет. Штампуют их массово, и граждан обычно никто и не спрашивает. О чем «Труд» недавно писал: то царя Грозного возведут в ранг спасителя Отечества, то Григория Распутина объявят чуть ли не мессией, то Аленку страшнее Бабы-яги водрузят под звуки фанфар. Неужели нечем больше заняться слугам народа?
P.S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что решение по сохранению или закрашиванию граффити рок-музыканту Горшеневу власти вынесут «до 28 июня»...