Нельсон Мандела стал президентом ЮАР в 1994 году — страна ему досталась вместе с режимом апартеида, суть которого передает цитата из Маяковского: «Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый». При Манделе прекратились восстания, а вместо ананаса возникла идея объединить страну предметом сходной формы — мячом для регби. Тем более что в ЮАР как раз намечался чемпионат мира по этому виду спорта.
Южноафриканская команда по регби, капитаном которой был Франсуа Пиенар (Мэтт Дэймон), получила от Манделы мягкое указание стать «больше чем командой», для чего в некотором недоумении слушала африканские песни и проводила товарищеские матчи с чернокожими обитателями трущоб. Сцены из такого матча перекликаются с одним из начальных эпизодов картины, символизирующих расовое разъединение: по одну сторону от дороги приличный стадион, где тренируются белые люди, по другую — поле, где неприкаянно бродят негритянские дети.
Мандела (Морган Фримен) выглядит идиллическим руководителем, который всегда поинтересуется у подчиненных, как здоровье мамы, или похвалит новое платье. И чемпионат мира по регби в 1995 году, по сути, выиграл Мандела: мудрый человечный старик вдохновил разноцветных и неразумных молодых. Не факт, что глобальные рекомендации Иствуда будут услышаны, но хотелось бы надеяться хоть на