Главная Культура 20:20 18 Марта 2017 5988
Взгляд поднимается от выжженной земли к синему небу

В Европе тоже была своя «оттепель», утверждают в Пушкинском музее

Елена Широян

Россия — это Европа? Пушкинский музей отстаивает право советского искусства на интеграцию в мировой контекст.

ГМИИ им. Пушкина создал выставку редкостной силы. От имен художников кружится голова: здесь французы Анри Матисс, Ив Кляйн и Фернан Леже, британцы Генри Мур, Пол Нэш и Люсьен Фрейд, немцы Отто Дикс, Георг Базелиц и Герхард Рихтер, итальянец Лучо Фонтана, австриец Отто Мюль, поляк Тадеуш Кантор... и это лишь малая часть авторов. В арт-интернационал встроились и наднациональные классики вроде Пабло Пикассо и Марка Шагала, и мастера, казалось бы, стиснутые в рамках сугубо советского контекста, будь то «первая кисть СССР» Александр Дейнека или аутсайдеры Михаил Рогинский и Владимир Яковлев.

«Сталинград. Победа на Востоке», 1943-1946. Фрагмент

Однако выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» знаменательна отнюдь не громкими именами. Главное — это «взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единый художественный ландшафт, созданный усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они ни относились» — так сформулировала свою задачу международная команда кураторов. Москва — конечный пункт в евромаршруте выставки, уже показанной в Брюсселе и Карлсруэ. В немецком Центре искусства и медиа ZKM экспозиция была огромна — 600 экспонатов. Руководитель Центра ZKM Петер Вайбель сократил свое детище и позволил дополнить московскими экспонатами, но сохранил пафос грандиозного замысла. Красноречивы цифры: около 200 работ художников из России и 18-ти стран Западной и Восточной Европы. Произведения всех видов искусств — от традиционных живописи и скульптуры до эпатирующих брутальных объектов и завораживающих световых и кинетических инсталляций — отбирали из лучших коллекций Берлина и Вены, Будапешта и Кракова. Многое дали музей Стеделейк в Амстердаме, парижские Музей Пикассо и Центр Жоржа Помпиду, Тейт Модерн (Лондон), да и Третьяковка. Хотя порой она проигрывает частным собирателям: вплоть до 1990-х советским музеям не дозволялось приобретать произведения «безыдейных» авторов вне доктрины соцреализма.

Эрик Булатов. «Улица», 1966

Ценное новшество кураторского подхода — в отказе от привычного деления искусства послевоенной Европы на западное и восточное, то есть принадлежащее к социалистическому лагерю и «свободному миру». А значит, долой развилку между соцреализмом и всеми прочими течениями — в СССР подзапретными, но тоже весьма активными. Наши зрители уже знают об истинном разнообразии квазисоветского искусства, где в тиши мастерских, в оазисах нонконформизма и андеграунда цвели все цветы, включая абстракцию, кинетизм и концептуализм. Теперь об этом процессе узнали и европейцы — и проект Вайбеля словно продолжает разговор, начатый в Париже на выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов», показавшей наши дары Центру Помпиду. Но если там отечественные достижения оказались в национальном гетто, то московская версия замысла Вайбеля включила творчество россиян в общеевропейский контекст.

Оскар Рабин «13-я улица имени Иисуса Христа», 1967

Масштабный проект заставляет пересмотреть стереотипы восприятия искусства, которое существовало в Советском Союзе и теперь органически входит в историю отечественной культуры, впрочем, еще не написанную как единое целое. Когда в залах ГМИИ Владимир Татлин, Лидия Мастеркова, Олег Васильев, Эрик Булатов или Оскар Рабин вступают в диалог с мировыми звездами уровня Генри Мура, мы понимаем беспочвенность наших комплексов и колоссальную мощь русского авангарда, потенциал которого не иссяк даже за «железным занавесом» в годы сталинского террора.

Два ключевых экспоната — трагическая бронза «Разрушенный город» Осипа Цадкина, которая встречает нас еще на лестнице и служит камертоном первому разделу выставки, пронизанному скорбью о жертвах войны, и — в завершение маршрута — волшебная инсталляция, где в голубом полотнище, трепещущем от потока воздуха, легко угадать образ мирного неба, а значит — надежды, гармонии, радости жизни. На пути зритель испытает весь регистр эмоций, пережитых народами Европы за четверть века, от победы над фашизмом до оплакивания Пражской весны, раздавленной советскими танками. Пока шла холодная война, музы тоже не молчали, откликаясь на всё новые угрозы миру и тревоги Парижа-1968, полного бунтующих студентов, на технический прогресс и претензии «общества потребления». Отголоски были слышны и в СССР, где художники пытались следить за арт-новациями Запада, а нередко и совпадали в изобретениях. Для примера куратор повесил рядом метафизический натюрморт Дмитрия Краснопевцева «Завернутые предметы» и созданный в том же 1963 году объект Христо «Упаковка» — тут реальный тюк из мешковины нарочито помещен в золоченую раму. Подобная синхронность жестов, часто независимых друг от друга, еще не раз нам встретится. Это ли не подтверждение тесных и загадочных взаимосвязей между отдельными явлениями в общем процессе развития искусства, при всем богатстве вариаций превратившем континент в единое арт-пространство.

Люсьен Фрейд «Отражение с двумя детьми (Автопортрет)», 1965

Даже того, что собрано в одном Белом зале, хватило бы для мощного проекта о Второй Мировой войне и ее эхе. Порыв сострадания и боли объединил коллаж Ханса Рихтера «Сталинград. Победа на Востоке», словно пропитанный кровью и порохом, античную по духу композицию Мура «Падший воин», образ выжженной земли от Антони Тапиеса — и скульптуры «Треблинка» и «Инвалид» Вадима Сидура. Трагический накал и степень обобщения нашего скульптора не уступают ни автопортрету Отто Дикса, ни «Заложнику» Жана Фотрие, ни даже «Распятому» Альфреда Хрдлички — торсу из мрамора, стоящему у входа в зал и задающему тон экспрессии и драматизма всему ансамблю экспонатов, звучащему как реквием.

Проведя вас далее, кураторы словно читают краткий курс всевозможных течений модернизма и постмодернизма: как в калейдоскопе, сменяются экспрессионизм и абстракция, сюрреализм и конкретное искусство, акционизм и новые медиа. Многие артефакты надолго притягивают, будь то модель памятника Неизвестному политзаключенному Бернхарда Хайлингера, «Сожженная скрипка» Армана или его же «Хромосомы» — колючая инсталляция из вилок в железной раме.

Гюнтер Юккер «Баррикада», 1968-1969

Искры осознания сопричастности соотечественников к общему контексту пролетают и там, где собраны эстетские объекты в белом или черном цвете, и в шумном, полном мигающих лампочек зале с кинетическими объектами. Жизнь берет свое, Европа оживает после войны... И все-таки вплоть до последнего зала мы мечемся между звонким биением ее пульса и тревожным затуханием, как в «Баррикаде» Гюнтера Юккера, построенной из мешков с песком и огромных, зло нацеленных в зрителя гвоздей. Как ни странно, эхом звучит живопись совсем иного по стилистике Виктора Попкова: шокирующая картина «Он им не завидует» — взгляд из могилы на похоронную процессию и проносящиеся в небе самолеты.

И все-таки лейтмотив гигантской панорамы — преодоление боли. Не отменяя экзистенциального ужаса от травмы войны, искусство дарит надежду. Символом ее выглядит скромный глобус от Ива Кляйна, ровно выкрашенный в традиционно считающийся «международным» синий цвет. Художник умер молодым, но сумел воплотить вековую мечту о культурном единстве Европы.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?