Судно "Кигилях" принадлежит Арктическому пароходству, но находится в оперативном управлении Северо-Восточной судоходной компании, которая базируется во Владивостоке.
"У нас одно требование - выплатить нам задолженность по зарплате за весь период работы на судне, - говорит 61-летний старший механик Александр Гуменник. - 1 марта будет ровно шесть месяцев, как я не получаю денег за свою работу. Боцман наш не получает денег уже семь месяцев".
Согласно штатному расписанию капитан судна Северо-Восточной судоходной компании должен ежемесячно получать 2600 долларов, старший механик - 2500 долларов, матрос - 700 долларов, кок - 850 долларов.
Двойная бухгалтерия
Конечно, матросы заключали контракты с судовладельцем. Но в них прописана только часть зарплаты. По контракту Александр Гуменник, например, должен получать всего 5 тысяч рублей в месяц. При этом, по словам моряка, в компании ведется двойная бухгалтерия. Есть две ведомости: первая отображает суточные - это зарплата, которая начисляется в море. Обычно это 15-16 долларов в сутки. Но есть и премиальные. "Что делает генеральный директор Сергей Валев? - спрашивает Александр Гуменник и сам же отвечает: - Он переводит валютную часть нашей зарплаты в рубли, а это примерно 10-12 тысяч, и кладет их на книжку. Мне, например, положил из всей причитающейся суммы всего 10 тысяч рублей, матросам, конечно, гораздо меньше. А когда мы потребовали остальную часть зарплаты, он заявил, что с нами рассчитался полностью".
Теперь моряки хотят получить остальные деньги, которые они, по их мнению, заработали за время пребывания в море. По их словам, генеральный директор отреагировал на забастовку жестко: пообещал, что скоро прилетит в Петропавловск-Камчатский, и сообщил, что везет новую команду, а всех бунтарей уволит.
На вопрос, привезет ли генеральный директор деньги для бастующих матросов, старший механик хмурится и отвечает: "Вряд ли, но мы решили биться за свои деньги до конца. Обратились в Рострудинспекцию, прокуратуру, международный проф-союз моряков и надеемся на их помощь".
Подсчеты у всех разные
Бывший капитан теплохода "Кигилях" Валентин Прохорко говорит, что когда он нанимался на работу, то в одном из пунктов договора было записано: "Валютная часть зарплаты взамен суточных выдается согласно штатному расписанию". Сначала так и было. А потом судовладелец вовсе перестал платить.
Моряки обратились во Владивостокскую транспортную прокуратуру. Когда гендиректора Валева вызвали для разъяснений, он принес прокурорам другое штатное расписание. В нем записано, что капитан имеет оклад в размере 5 тысяч рублей.
"Но я считаю, что на сегодня генеральный директор Северо-Восточной судоходной компании Сергей Валев задолжал мне 4700 долларов, а мой бывший старший помощник Геннадий Грудинин недополучил 6000 долларов", - говорит экс-капитан судна "Кигилях" Валентин Прохорко.
На звонок "Труда" Сергей Валев (когда узнал, что разговор пойдет о причинах задержки выплат по зарплате экипажу "Кигилях") среагировал своеобразно. Он сказал, что слышно "как из подвала" и после паузы заявил, что он на переговорах, они продлятся очень долго, и у него вообще нет времени общаться с прессой.
Заразительный пример
"Экипаж другого судна - "Федор Попов", которое также находится в оперативном подчинении Северо-Восточной судоходной компании и в данный момент ремонтируется на Первомайском судоремонтном заводе во Владивостоке, принял решение обратиться в Трудовую инспекцию и прокуратуру", - рассказал "Труду" инспектор Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке Петр Осичанский.
На этом судне моряки вообще остались без денег. По их словам, экипажу выплатили за все время работы всего 3 тысячи долларов, в то время как задолженность составляет примерно 85 тысяч долларов. "Мы сейчас предпринимаем усилия для того, чтобы помочь экипажу получить причитающиеся им деньги", - говорит Петр Осичанский.
Кроме того, завод не приступает к ремонту "Федора Попова", потому что компания до сих пор не профинансировала работы. В то же время Сергей Валев пообещал расплатиться с экипажем после того, как судно выйдет из ремонта. Замкнутый круг...
Зарплаты
Сколько получают моряки, долл.*
4400
капитан
4000
главный инженер
2000
электрик
1500
плотник
1500
главный кок
1300
матрос первого класса
* Минимальные ежемесячные зарплаты, рекомендованные Международной федерацией транспортников (ITF)
Протесты
Где и как бастовали моряки
Хабаровск, февраль 2009
5 февраля этого года экипаж лесовоза "Мадеро", 16 человек, начал забастовку в порту Ванино Хабаровского края. Долги по зарплате за четыре месяца составляли сумму 100 тыс. долларов. Судно было зарегистрировано под флагом республики Сент-Винсент. Судовладелец погасил долг, и забастовка прекратилась.
Сингапур, сентябрь 2008
В сентябре 2008 года два моряка из Приморья устроили забастовку в порту Сингапура. Они ходили на теплоходе Eakos под флагом Камбоджи. В итоге греческий судовладелец вернул морякам деньги - 30 тысяч долларов и отослал смутьянов на родину за свой счет.
Ростов-на-Дону, сентябрь 2009
12 человек экипажа теплохода "Иван Назаров" бастовали в азовском порту, требуя погасить долги по зарплате за три месяца на общую сумму 43 тысячи долларов. В итоге компании пришлось им выплатить всю задолженность.
Керчь, июнь 2008
14 моряков сухогруза "Черная жемчужина 3" начали забастовку в Керченском порту. Они требовали от вернуть им зарплату за полгода на сумму 53 тысячи долларов. Через полторы недели забастовки моряки получили зарплату от нового владельца: судно перекупили.
Керчь, май 2008
Девять украинских моряков, экипаж судна "Гагарин", объявили голодовку. Они требовали зарплату за семь месяцев от владельца корабля, гражданина Кипра, на общую сумму 42 тысячи долларов. Акцию они прекратили, когда им частично возместили долги.