Наше правительство накопило огромные средства в Стабилизационном фонде, и при этом не знает, что же с ними делать, с чего начать. В конце концов вспомните, для чего создавался этот фонд: для сглаживания резких, непредсказуемых кризисных явлений в экономике. Но он сегодня растет не по дням, а по часам и превысил все разумные пределы. Неужели некому подсчитать, сколько реально должен составлять Стабилизационный фонд, а излишки направить на экономическое и социальное развитие страны. Рядовому обывателю трудно понять подобную скаредность правительства. Деньги должны не лежать "мертвым грузом", а приносить доход обществу.
Г. МЕДВЕДЕВ Прохладный, Кабардино-Балкария
Александр ХАНДРУЕВ, вице-президент Ассоциации региональных банков России:
- Надо признать, что деньги Стабфонда упали на нас, что называется, с неба, для этого мы не приложили никакого труда. А потому тратить их на текущие нужды не только опасно, но и преступно, учитывая нестабильную конъюнктуру мирового рынка нефти. Тем, кто ратует за то, чтобы вложить часть фонда в развитие экономики, я бы напомнил о печальном опыте латиноамериканских стран, в свое время "спустивших" свой запас, из-за чего там возник тяжелейший финансовый кризис. К тому же в случае траты "заначки" мы получим такой взлет инфляции, от которой пострадает все население. Тем более что и без того потребительские цены с начала года выросли в стране уже на 6 процентов.
На сегодняшний день иной альтернативы кроме той, что предлагает Минфин и ЦБ, я, как специалист, не вижу. Все средства сверх базового уровня, как и записано в бюджетном кодексе, должны направляться на выплату внешнего долга. Этот способ остается самым эффективным с точки зрения "стерилизации" лишних денег и удержания роста цен в заданных бюджетом рамках. А на популистские предложения некоторых наших политиков "взять да потратить", я бы ответил так: для этого много ума не надо. Ведь случись что, стабилизационная подушка безопасности нам ох как пригодится.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий КАРПОВ, чемпион мира по шахматам:
- Если мы свои же деньги в России не можем задействовать, найдя им толковое, безопасное и гарантированное применение, то какие у нас основания просить кредиты заграницей? Это - во-первых. Безусловно, нет сомнений: Стабилизационный фонд должен работать. Здесь есть один нюанс: использование средств внутри страны должно гарантировать сохранность фонда и - прибыльность. Но я бы не гнался за высокими прибылями, а пошел бы по линии высокой надежности. И, безусловно, первоочередными должны быть вложения в экономику, которая потянет за собой все остальные жизненно важные сферы.
Михаил ПИЛИПЕНКО, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза:
- Надо как рачительный хозяин посчитать, сколько в загашнике оставить, а сколько можно и потратить. А потратить деньги из Стабилизационного фонда у нас, ох, как много есть куда! Но я бы предложил начать с инвестиций в развитие экономики - в промышленность, сельское хозяйство. Без подъема народного хозяйства невозможно решение социальных вопросов. Причем не надо скупиться: ведь экономисты предостерегают, что Стабфонд "усыхает" из-за инфляции. Как бы так не получилось: копили, копили, а накопили - пшик!
Алиса МОН, певица, композитор:
- В правительстве сидят опытные экономисты, и если они берегут накопления Стабилизационного фонда, то, значит, так и надо? Хотя, с другой стороны, если народ нищает, то, может, какую-то часть денег пустить на его нужды?