
Росстат с гордостью заявил о беспрецедентном снижении безработицы. Ее уровень минимальный в новейшей истории — 3,6%. Еще год назад, до начала СВО, он достигал 4,4%. На рынке труда наблюдается дефицит не вакансий, а соискателей. На каждого безработного россиянина в среднем приходится 2,5 вакансии, а в некоторых регионах и того больше: в Тульской области — 11, в Ленинградской — 9, в Амурской — 8. Работы — навалом! Но не рано ли радуемся?
По мнению специалистов, есть сразу несколько причин. Первая — демографическая яма 1990-х с рекордно низким уровнем рождаемости. Сейчас молодых людей, вышедших на рынок труда, явная нехватка. Вторая — убыль населения вследствие пандемии коронавируса (избыточная смертность составила 1 млн человек, далеко не все из них были пожилыми). Третья — проведенная осенью 2022 года частичная мобилизация и уход тысяч людей на контрактную службу. Повлиял на уровень безработицы и отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, и снижение количества мигрантов. В итоге рабочей силы в стране стало гораздо меньше.
«В 2022 году достигли пенсионного возраста 1,9 млн россиян, а вошли в трудовой возраст 1,4 млн человек, — приводит цифры научный сотрудник лаборатории демографии и человеческого капитала Института Гайдара Игорь Ефремов. — Кроме того, 300 тысяч человек были мобилизованы и более 500 тысяч уехали за рубеж. Таким образом, за 2022 год с российского рынка труда исчезли минимум 1,2-1,3 млн потенциальных работников».
О том, что мобилизация существенно повлияла на рынок труда, говорят все эксперты. Часть безработных и многие представители рабочих профессий, особенно в бедных регионах, пошли в армию как по призыву, так и добровольцами. Оклад в 195 тысяч рублей в месяц для многих из них превышает прежний заработок более чем в шесть раз. Кроме того, мобилизация вызвала отток молодых людей с хорошим образованием. В результате в стране возник дефицит квалифицированных менеджеров до 45 лет с опытом работы 3-5 лет. Одной из наиболее пострадавших тут считается отрасль IT: как заявлял вице-премьер Дмитрий Чернышенко, российскому IT-рынку не хватает около 1 млн специалистов.
В итоге в наступившем году острая нехватка квалифицированных кадров стала ключевой проблемой российского рынка труда. Производственные предприятия в ходе опросов заявляют, что испытывают рекордный кадровый голод: работников не хватает каждому второму из них, треть компаний сообщают о нехватке квалифицированных сотрудников. Самый большой дефицит кадров был зафиксирован на предприятиях легкой промышленности (-70%), в машиностроении (-35%) и на пищевых производствах (-25%). Серьезные проблемы испытывает и строительная отрасль: в ноябре Минстрой сообщал, что сектору не хватает около 3 млн работников. С дефицитом рабочей силы столкнулось и сельское хозяйство. Даже Мин-здрав заявил о нехватке медперсонала и предложил разрешить ординаторам второго года обучения работать врачами-стажерами, чтобы хоть как-то утолить кадровый голод. По данным министерства, сейчас в стране не хватает 25 тысяч врачей и более 50 тысяч среднего персонала.
Но в первую очередь все же не хватает рабочих рук, а также квалифицированных представителей инженерных и технических профессий. «Из-за санкций и потребности в импортозамещении нехватка кадров будет наблюдаться в отраслях машиностроения и обрабатывающей промышленности. Если говорить о специальностях, то усилится дефицит станочников широкого профиля, токарей, инженеров», — прогнозирует профессор Финансового университета Александр Сафонов.
«Главная дыра на рынке труда — синие воротнички, — подтверждает директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. — Это люди, которые могут что-то делать своими руками: стоять за станком, налаживать оборудование. В марте в список самых высокооплачиваемых и востребованных специалистов попали сварщики, они в большом дефиците, работодатели готовы рекордно поднимать им зарплаты». Хороший сварщик на вахте сейчас может заработать 200-300 тысяч!
По словам эксперта, резкий рост промышленной активности, который начался в прошлом году, потребовал огромного количества людей. Активизировались военные заводы и все, что связано с оборонкой: «Там сейчас люди работают в три смены, и им за это хорошо платят. В Омске, Ижевске уровень зарплат вырос кратно». Тем не менее, по оценкам специалистов, в 2023 году ВПК будет недоставать около 50 тысяч сотрудников, прежде всего высококвалифицированных инженеров.
Так куда стоит податься, если думаете сменить работу? Самые выигрышные сейчас в плане работы сферы — это все, что связано с оборонкой, добычей золота и металлов, агропромышленностью и кибербезопасностью. Также неплохо себя чувствует девелопмент. Ну и много вакансий в государственном секторе, в муниципалитетах. В ближайшие пару лет, если кризис затянется, именно госкомпании и бюджетные учреждения будут гарантировать рабочие места, в то время как вклад частного бизнеса, в особенности малого и среднего, будет сокращаться, прогнозируют эксперты. Государство превращается в основного работодателя.
P.S. А вот кого точно нет в списках востребованных специальностей, так это мотивационных тренеров, инфобизпродюсеров, видеоблогеров, специалистов по тимбилдингу, сторисмейкеров, инфлюэнсеров, представителей сферы виртуальной экономики. Недавно они зарабатывали отличные деньги, но теперь жизнь упрощается — тут не до креатива...