Министерство экономического развития отчиталось об исполнении комплекса мер государственной поддержки бизнеса в связи с коронавирусом. Цифры получились солидные: по итогам семи месяцев 2020 года малому и среднему бизнесу (МСБ) было выдано 3,9 трлн рублей, в том числе в виде льготных кредитов — 1 трлн. «Эта помощь позволила огромному числу предприятий сохранить рабочие места и производства в сложных и неблагоприятных условиях пандемии», — подчеркивают в ведомстве.
Но есть и другой показатель. По данным компании «ЦИАН.Коммерческая», в крупнейших городах страны резко выросло число объявлений о продажах готового бизнеса: в Уфе, Самаре и Воронеже — вдвое, в Ростове-на-Дону, Казани и Нижнем Новгороде — в полтора раза, в Москве, Челябинске, Волгограде и Новосибирске — почти на треть.
В лидерах этого антирейтинга — гостиницы, объявлений о продаже которых стало больше на 49%. На четверть выросло количество желающих избавиться от индустрии развлечений — ночных клубов, выставочных залов и галерей, боулингов, баз отдыха. Следом идут заявки на продажу спортивных учреждений — фитнес-клубов и школ танцев, бассейнов и тренажерных залов. Заметьте: речь идет о городах крупных, с повышенным потребительским спросом.
В «хвосте» оказались авторемонтные мастерские — видимо, в результате сокращения желающих обновить свой автопарк, а также кафе, рестораны, пекарни.
Что внушает оптимизм: в банках растет число участников кредитных программ на возобновление деятельности по ставке 2% с полным субсидированием всей суммы кредита за счет государства при условии сохранения численности сотрудников. Это свидетельствует о том, что многие предприниматели, продающие ныне свой бизнес, не намерены покидать его «навсегда», а лишь устраивают себе каникулы — с тем чтобы вернуться на рынок в более благоприятные времена.
Еще хороший признак: нынешнее кредитование на возобновление деятельности банкиры оценивают как достаточно надежное. «Более 97% предприятий малого и среднего бизнеса, получивших у нас такие кредиты, выполняют требование о сохранении численности на уровне не менее 80% и могут рассчитывать в будущем году на полное либо частичное списание льготного кредита», — говорит Кирилл Тихонов, директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка.
Тем не менее аналитики тревожатся за ближайшее будущее российского малого и среднего бизнеса, ибо введенные властью временные программы поддержки заканчиваются, а пандемия уже «гонит вторую волну». Авторитетный экономист Евгений Гонтмахер предполагает, что напряженная ситуация будет с нами и в следующем году, только к концу которого, может быть, мы увидим свет в конце тоннеля. Это значит, что и у многих людей продолжатся проблемы с работой и доходами. В таких условиях, судя по всему, нужно уже этой осенью было бы ввести второй пакет помощи населению и бизнесу, по объему никак не меньший того, который был реализован во II квартале 2020 года.
Понятно, что правительство разрывается между необходимостью скорейшего восстановления экономики, доходов населения и дефицитом бюджета. При этом, несмотря на правильные слова о социально ориентированной политике, в конечном счете, как видим, делается выбор в пользу чисто фискального подхода. И это несмотря на весьма незначительную долговую нагрузку на наше государство и то, что Фонд национального благосостояния, в котором 1 марта этого года скопилось 8,2 трлн рублей, возрос до 13,3 трлн по состоянию на 1 сентября. Скажете: не надо считать деньги в чужом кармане? Но вообще-то это и мой карман тоже — или я что-то путаю?
В любом случае остается вопрос: для чего берегутся эти немаленькие (более 10% годового ВВП) деньги? Неужели нас впереди ждут еще более экономически и социально тяжелые времена?..