
Кадровая проблема в стране продолжает обостряться. Потребность в работниках для заполнения вакансий за второй квартал года возросла на 10%, достигнув рекорда в 2,7 млн человек. Об этом сообщили в исследовании ВШЭ. Из последних новостей: рыбоперерабатывающий комплекс «За Родину» в Калининградской области начал приглашать на работу граждан Индии из-за нехватки рабочей силы в регионе. Между тем все 13 законопроектов, которые планировалось принять для ликвидации проблемы нелегальных мигрантов, приняты... Так где же их найти — толковых и квалифицированных работников?
Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики
— Ситуация с демографией такова, что при всех мерах поддержки семей России не обойтись без привлечения квалифицированных кадров из-за границы. Прежде всего квалифицированных рабочих. К примеру, речь уже идет о правительственном соглашении с Индией по поводу найма 100 тысяч работников. Это немало. Отдельно подчеркну: бездумно нанимать неквалифицированные кадры из-за рубежа, это чревато социальным напряжением. Чтобы к нам стремились действительно нужные кадры, следует организовывать профобразование в тех странах, откуда их приглашают.
Олег Шеин, депутат областной думы Астрахани
— Возьмем один пример. По оценкам работодателей, стране сейчас недостает 600 тысяч инженеров. Но стоит ли этому удивляться? Ведь в последние 20 лет сокращался выпуск из учебных заведений промышленных рабочих и инженеров, а 25% последних не работают по специальности. Для ряда профессий нет мотивации оставаться в отрасли. А примеры тесного сращивания вузов с производствами — скорее исключение, чем правило.
Идем дальше. В 2025 году запланированы беспрецедентно низкие расходы на образование, а за последнее десятилетие стоимость подготовки одного студента упала на 10-15%. По сравнению с 2000 годом в России стало вдвое меньше учителей по целому ряду предметов. Если общее финансирование сокращено, падает и число специалистов: с 2006 года их выпуск в секторе промышленности снизился вдвое (130 тысяч против 260 тысяч). Отсюда и обострение кадровой проблемы.
Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал»
— Данные второго квартала уже не слишком актуальны. Гонка за кадрами идет на убыль, поскольку экономика все больше замедляется. Дело в том, что дефицит кадров запустил мощнейший бюджетный импульс конца 2022 года. Поначалу нехватку рук ощущали прежде всего в ВПК, позднее эффект распространился на всю экономику, хотя уже и не так остро. Впереди ожидается рецессия, но нерыночный, негражданский сектор справится с ней. Справится он и с дефицитом кадров. В правительстве это прекрасно понимают. Гражданские сферы продолжат повышать зарплаты в поисках работников (потенциал для этого еще есть).
Что дальше? Дефицит кадров на рынке не исчезнет: скажутся старение россиян, высокая смертность (особенно у мужчин), потребность в людях негражданского сегмента экономики. Все больше вакансий в гражданском секторе будут занимать женщины. Автоматизация, роботы? Но это производная от стоимости труда и капитала, а у нас беда с обоими параметрами. В поисках кадров помогло бы сращивание вузов/колледжей с предприятиями. Однако для такого требуется долгосрочное планирование. Бизнесу в наших реалиях тяжело планировать вдолгую.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Что предпринять для снижения кадрового дефицита? Вот из того, что лежит на поверхности. Нужны вечерние курсы по новым техническим специальностям. Экономике в первую очередь необходимы люди с техническими знаниями. Кадровый голод во многом связан с отсутствием современных изменений в системе образования и с бедностью. Давно пора, например, снять бюрократические барьеры в академической системе. Преподавателям нужно не отчеты сдавать, а обучать студентов.
Можно и нужно приглашать кадры из-за границы. Но тут есть момент: в Таджикистане и Узбекистане очень вырос спрос на собственных квалифицированных сотрудников. Так что без перестройки российского образования никак не обойтись.