Последние дни январских каникул для отдыхавших на юге сограждан оказались омрачены непредвиденными трудностями. В аэропортах Сочи и Симферополя очереди к стойкам регистрации растягивались на десятки метров. О соблюдении масочного режима и социальной дистанции не могло быть и речи. На фоне присмиревшей Европы, где больше двух собираться не рекомендуется, все это выглядело странно.
Свидетели и непосредственные участники столпотворения в южных аэропортах называли происходящее форменным безумием. Сотни тысяч туристов, приехавших отдыхать на морское побережье и горнолыжные курорты, пытались вернуться домой, что превратилось для многих в суровое испытание и обернулось финансовыми потерями (о худшем пока помолчим, эти цифры могут появиться в медицинских сводках).
Картину очередного чисто российского бардака органично дополняли массово перепечатываемые сообщения о невероятно высоких ценах на обратные билеты. Так, у главного перевозчика страны на рейсы из Сочи и Симферополя в Москву или Санкт-Петербург на 9 и 10 января в наличии были билеты только в бизнес-класс по цене 150-170 тысяч рублей в зависимости от времени вылета.
Остальные авиакомпании тоже предлагали обратные билеты в среднем в 3-4 раза дороже их обычной стоимости. Например, за экономичный перелет из Сочи в Москву 10 января «Уральские авиалинии» и Nordwind просили около 12 тысяч рублей, «Россия» — 19 тысяч. Тогда как средний уровень цен по этому направлению для данных авиакомпаний в начале декабря составлял 3,5-4,5 тысячи рублей за билет экономкласса.
Впрочем, все эти проблемы оказались у граждан, которые по какой-то причине не озаботились покупкой обратных билетов заранее. Называя вещи своими именами, они стали творцами своего несчастья. Тут к месту будет вспомнить, что с начала карантина перевозчики сильно пострадали от закрытия зарубежных маршрутов, десятки самолетов стоят без дела на земле. Беспечным пассажирам просто не пришло в голову, что в такой ситуации может возникнуть дефицит бортов.
Но все дело в том, что перевозчикам удобнее оперировать билетами «туда и обратно». За возможность оптимального заполнения воздушного судна авиакомпании готовы предлагать привлекательные тарифы — и, надо заметить, это делали. А вот тем, кто заранее не спланировал и не оплатил обратный перелет, пришлось за все расплачиваться из своего кармана.
Что же касается столпотворения в зданиях аэровокзалов, то тут стоило бы задать вопросы их администрациям и турфирмам, которые не посчитали нужным скоординировать свои действия. В результате вторые с интервалом в несколько минут подвозили десятками автобусов к аэровокзалам сотни туристов, первые же с явным опозданием открыли дополнительные стойки регистрации пассажиров на дополнительные чартерные рейсы.
В защиту российских перевозчиков стоит также сказать, что во вторую волну коронавирусного кризиса большинство из них выбрали далеко не самую очевидную для бизнеса стратегию выживания. В попытках сохранить на приемлемом уровне пассажиропоток хотя бы на внутренних рейсах авиакомпании по многим направлениям снизили стоимость билетов ниже точки безубыточности.
Например, по сравнению с маем-июнем, в начале декабря S7 предлагала билеты из Москвы в Уфу со скидкой 50%. Перелеты из столицы в Краснодар, Новосибирск и Пермь за тот же период подешевели на 40%. По другим направлениям стоимость билетов снизилась в диапазоне 10-35%. Боролся с ценами и «Аэрофлот»: на 40% подешевели рейсы в Краснодар, Екатеринбург и Новосибирск, на 30% — в Самару и Пермь. Агрессивнее всего по некоторым направлениям демпинговала «Победа»: если в ноябре 2019 года билет Москва — Архангельск у этого перевозчика стоил 6,8 тысячи рублей, то в ноябре 2020-го — всего 2,8 тысячи.
И такая тарифная политика принесла свои плоды: Международная ассоциация воздушного транспорта признала, что наша страна продемонстрировала самые быстрые темпы восстановления внутренних перевозок среди всех европейских стран. По оценкам Минтранса, российские авиакомпании во второй половине года смогли перевезти на 10 млн пассажиров больше, чем планировалось изначально, что позволяет с несколько большим оптимизмом смотреть на перспективы гражданской авиации в 2021 году.
Но аттракцион невиданной щедрости не может продолжаться вечно, авиакомпании едва ли позволят себе и дальше генерировать убытки. Поэтому с постепенным улучшением эпидемиологической ситуации цены на авиабилеты не просто вернутся к докризисным значениям, но и перекроют их. Подорожание может начаться уже в марте-апреле, и оно, по мнению экспертов, будет достаточно резким.