Более 40 межправительственных и коммерческих соглашений вчера подписали на встрече глав правительств в Москве. К визиту высокого гостя из Поднебесной ведущие госкомпании обеих стран — «Роснефть», «Газпром» и китайская CNPC — подготовили новые договоренности по энергетическому сотрудничеству.
«В эти дни китайская экономика поднялась на невероятную высоту и, опередив США, вышла на первое место в мире по паритету покупательной способности» -таким комплиментом Валентина Матвиенко встретила премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, прибывшего в Москву с визитом. Глава Совета Федерации подчеркнула, что успехи соседей «откроют дополнительные возможности для расширения и дальнейшего укрепления российско-китайского сотрудничества». Спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что в России чувствуют «дружеское, товарищеское плечо» и поддержку со стороны Китая. А китайский премьер еще накануне отметил, что китайско-российская дружба «наполняется ныне новым содержанием современности». После чего процитировал Тургенева: «Наша жизнь быстра и ничтожна, но все великое совершается через людей», — и дополнил образ строками китайского стихотворения: «Журавль так упорно взлетает в поднебесье, словно подражая моим высоким устремлениям».
Впрочем, вернувшись на грешную землю, премьер уточнил, что Китаю и России нужно «расширить географию взаимодействия и распространять его в области высокотехнологического машиностроения, энергосберегающих технологий, охраны окружающей среды, биофармацевтики, информационных технологий и финансовых услуг...»
По всем цифрам экономическое взаимодействие наших стран уже находится на высоком уровне: товарооборот в прошлом году вышел на отметку 90 млрд долларов, Китай четвертый год остается самым крупным торговым партнером России, а Россия — девятым для Китая. Двусторонний туристический поток составляет свыше 3 млн человек в год (больше — лишь с Германией).
В ситуации «санкционной политики» Запада и США нашей стране Китай нужен и как крупный импортер энергоресурсов, и как источник инвестиций — вместо европейских, а также, хотя бы отчасти, как поставщик новых технологий. Однако немало экспертов предостерегают об опасности излишней «китаизации» российских внешнеэкономических связей.
«Китаю очень выгодно нынешнее состояние отношений России с Западом, — говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. — Потому что в этих условиях что Россия, что Запад стремятся улучшить отношения с Китаем, идут на дополнительные уступки и в экономической, и в военно-политической области. Россия уже пошла на значительные уступки Китаю в договорах по поставкам газа...»
Добавим: если до сих пор в российском экспорте углеводородов имел место значительный крен в сторону Запада, то теперь уже становится очевиден крутой наклон к Востоку. Реализуется проект расширения ВСТО (до 80 млн тонн к 2020 году), который теоретически позволит отказаться от трубопроводных поставок нефти в Европу. «Газпром» ускоряет переговоры по западному маршруту поставок газа в Китай (проект «Алтай») с объемом поставок 30 млрд кубометров и возможностью доведения до 100 млрд кубометров в год. Об этих переговорах уже сообщил заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский на пресс-конференции в рамках российско-китайского форума в Москве. «Надеемся, что к ноябрю будут достигнуты соответствующие результаты», — сказал Яновский.
Сложнее обстоят дела с китайскими инвестициями в российскую экономику и китайскими поставками высокотехнологичной продукции. И того и другого пока мало. Но в области финансов российские представители уже выказывали готовность создавать общую финансовую инфраструктуру — с масштабным выходом на российский рынок китайской платежной системы UnionPay, созданием российско-китайского аналога системы межбанковских расчетов SWIFT и ростом расчетов в национальных валютах.
Однако в последнее время, по данным американской, европейской и даже пекинской печати, сложности появились — с китайской стороны. За последний год крупные китайские компании стали крайне консервативны в зарубежных вложениях, а госбанки жестко проверяют. Одна из главных причин — масштабная антикоррупционная чистка, которую начал в 2013 году нынешний председатель КНР Си Цзиньпин. По его личному приказу в стране прошла масштабная проверка энергетических госкомпаний, в результате чего сотни сотрудников, включая топ-менеджеров, были приговорены за коррупцию к длительным срокам заключения и даже смертной казни.
Следом в стране начались амбициозные экономические реформы, одна из целей которых — повысить эффективность госкомпаний. Принципы, положенные в основу этих реформ, гласят: нельзя переплачивать, сделки должны быть проверены независимыми оценщиками, ответственные за невыгодные инвестиции будут наказаны. Объявлено, что этот подход будет неукоснительно применяться ко всем сырьевым проектам, в том числе в России. Как пишет московская деловая пресса, несколько глав российских компаний уже столкнулись с гораздо более жестким подходом китайских госбанкиров, чем раньше. «Рассчитывать на то, что будут давать деньги на трудные проекты, не очень приходится», — говорили они, вернувшись из Пекина.
Трудности возникают и в получении технологической помощи со стороны Китая. Ибо серьезной научно-технологической базой, а также собственным опытом во многих областях, где у России имеются пробелы, китайцы также пока не обладают. Как утверждает известный китаист, сотрудник Института стран Азии и Африки (ИСАА) профессор Виля Гельбрас, с недавних пор Пекин начал ускоренно скупать на Западе компании, владеющие серьезными техническими и технологическими секретами. Но делиться этим богатством он ни с кем не намерен, по крайней мере задешево...
Самое время вспомнить программу создания на Дальнем Востоке территорий опережающего развития. Их основной специализацией должны стать внедрение инноваций, организация высокотехнологичных производств, обеспечение достойных условий жизни людей. Сотрудничество с быстро растущим Китаем может помочь реализации программы. Если, конечно, мы будем интересны соседям не просто как поставщики сырья, но как равноправные партнеры, обладающие знаниями, компетенциями, способные развивать собственную экономику. В день визита китайского гостя анонсировался отчет правительства президенту об исполнении программ развития Дальнего Востока, но до подписания этого номера в печать ничего не случилось. Или сказать министрам нечего?
Голос
Юрий Крупнов, глава наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
— Вопрос стоит ребром: либо Россия станет лидером тихоокеанского мира, построит на своем Дальнем Востоке мощную процветающую Калифорнию, либо США, Китай и Япония совместными усилиями построят тут зону безудержной глобализации не в пользу России. Для нас, естественно, предпочтительнее первый сценарий, но для этого требуется кардинально сменить модель экономики. Потому что только самодостаточная экономика, опора на собственные силы позволит и с Китаем, и с Западом говорить и сотрудничать на равных. Вопрос это ключевой. К сожалению, нынешнее либеральное правительство не в состоянии работать в ситуации кризиса, а тем более создавать, реализовывать альтернативную модель экономики. Я имею в виду проектную экономику развития, когда необходимо выдвигать масштабные инфраструктурные проекты, показывающие, как страна может работать экономически на принципиально ином уровне, и организовывать контролируемый, достоверный феномен опережающего развития.