Книга — источник знаний? С этой давно известной истиной сегодня, увы, не все согласны — человечество все больше предпочитает черпать полезные сведения и мудрость не из книг, а из смартфонов. Особенно дети склонны пожимать плечами: зачем читать толстые тома, если можно кликнуть тему — и она раскроется перед тобой в двух-трех абзацах? Впрочем, авторы и книжные издатели не сдаются — они стремятся доказать обратное. В результате такого состязания научно-популярные издания становятся все интереснее. И вот вам тому три доказательства.
Стефано Манкузо «Племя деревьев. О чем говорят корни и кроны»
Вообще-то это книга художественная, роман, где время действия растянуто на тысячелетия. А куда, собственно, торопиться, если главные герои не люди, а деревья, чей век намного длиннее нашего. Кстати, я как-то читал другой роман, тоже итальянский, где главными героями были влюбленные улитки, которые всю жизнь ползли друг к дружке, чтобы встретиться и умереть. Очень необычное, трогательное и причудливое чтение. У Манкузо получилось нечто похожее, с философским подтекстом, только ползти никому никуда не нужно. Просто представьте, как смотрит на мир дерево, что его волнует, о чем оно думает, как и кого любит:
Согласитесь, такого вы еще не читали. Так мог бы писать Умберто Эко, если бы был биологом. Между тем Стефано Манкузо — итальянский профессор, работает в университете Флоренции. Уже не одно десятилетие он изучает растения и доказывает, что у них тоже имеется интеллект. Профессор написал на эту тему не только диссертацию, но и несколько научно-популярных бестселлеров. А теперь вот еще и роман — необычный по форме и очень познавательный по сути.
Эдвард Уилсон-Ли «Океан славы и бесславия. Загадочное убийство XVI века и эпоха Великих географических открытий»
А под этой обложкой случилось дерзкое смешение жанров. С одной стороны, это почти документальное повествование об эпохе Великих географических открытий, когда глазам европейцев были явлены Америка и морские пути в Индию. С другой — героями книги являются реально жившие яркие личности: авантюрист-гуманист Дамиан де Гойш и поэт Луиш де Камоэнс, так что перед нами беллетризованные биографии людей, оставивших яркий след в истории. А с третьей стороны, это еще и исторический детектив. Как водится, происходит загадочное убийство, и читателю предстоит вместе с героями книги разгадывать эту головоломку...
Итак, три в одном: знания, герои, оставившие свои имена в истории, и интрига, которой позавидуют и маститые детективщики. Что еще нужно для того, чтобы у читателя загорелись глаза, а в душе затлел огонек любопытства? Могу подтвердить: автор со своей задачей справился на все сто процентов!
«А.С. Пушкин. Борис Годунов: Подробный иллюстрированный комментарий»
Вот достойный ответ пессимистам, утверждающим, будто ничто и никто сегодня не может заставить подростка (да и взрослого тоже) читать великую классику. Попробуйте — и убедитесь, сколько загадок и параллелей с нашим веком таит эта пушкинская вещь. В книгу вошел текст самой трагедии Пушкина «Борис Годунов», но большая часть издания — это комментарии, в них-то и заключена особая ценность такого издания. В примечаниях подробно, с иллюстрациями и ссылками на источники, рассказывается, как в России в конце XVI века начиналось Смутное время — эпоха, до сих пор не до конца понятая и осознанная.
Автор комментариев — известный историк и писатель Дмитрий Володихин, издавший несколько фантастических романов и знающий, как вызвать интерес у самого привередливого читателя. И классический текст Александра Сергеевича в володихинском преломлении звучит и читается уже как-то по-другому — глубже, объемнее.