Уникальной выставкой подарков «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898-2019. Избранное» встретило посетителей после карантина крупнейшее в мире хранилище русского искусства.
Открыться экспозиция должна была в апреле — планировались торжества, посвященные 125-летию учреждения Русского музея императора Александра III (так он назывался до 1917 года). Однако вмешалась пандемия. Но она же и подсказала идею размещения юбилейной экспозиции на всех площадках, обычно живущих по индивидуальным планам: в корпусе Бенуа, Инженерном замке, Мраморном и Строгановском дворцах. Что позволило выставить на обозрение публики около 1,5 тысячи предметов живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. И это лишь малая часть дареного, составляющего четверть миллионной коллекции ГРМ!
Выставка объединяет наиболее значительные произведения нескольких поколений ведущих отечественных мастеров. А заодно знакомит с теми, кто сумел эти произведения сохранить. В общем списке дарителей 564 имени: сами художники, их близкие, меценаты, коллекционеры, купцы...
Одним из крупнейших дарителей стал советский ученый-баллистик Борис Окунев. Его собрание картин и графики Серебряного века и первых послереволюционных лет (более 330 работ), а также тысяча изданий по искусству разных лет поступили в Русский музей в середине 1980-х. Среди них — «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина, «Арлекин и дама» Сомова, «Несение креста» Нестерова, выставленные нынче в корпусе Бенуа.
Из дореволюционных поступлений самым значимым стал вклад в музейную коллекцию императора Николая II — 250 произведений. И каких — полотна Верещагина, Серова, Васнецова, Сурикова, Репина! Работы Валентина Серова были куплены на посмертной выставке художника, которого сам царь не особо жаловал, однако сумел оценить по достоинству.
Интересно, что императрица Александра Федоровна не одобряла «живописные порывы» своего супруга, возражая против передачи им в новый музей полотен из Петергофского и Екатерининского дворцов. Доходило, как свидетельствуют современники, до ссор в благородном семействе. Но безвольный, как считалось, Николай II проявлял завидную настойчивость...
Дары императорские, великих и не только князей преобладают в нынешней экспозиции, демонстрируя вкусы двора и аристократии. Акцентируя это, организаторы экспозиции то ли желают восполнить пробел, возникший после Октября 1917 года, когда уничтожалось, затиралось и пряталось в запасники почти все, имеющее отношение к царизму. То ли, возможно, отдают дань памяти Александра III — инициатора и вдохновителя создания крупнейшего национального художественного собрания. Именно он, вошедший в историю как царь-миротворец и большой почитатель отечественной культуры, задал моду в 1880-е на русских мастеров. Часто бывал в Императорской Академии художеств, а также на выставках Товарищества передвижников, приобретая понравившиеся вещи и вынашивая идею основания в столице общедоступного музея русского искусства «ничуть не хуже той галереи, что открыли в Москве братья-купцы Третьяковы».
Как подчеркнул гендиректор музея Владимир Гусев, без дарителей не было бы той сокровищницы, побывать в которой стремятся сейчас поклонники искусства со всего мира. И потому на табличках с названием картин, скульптур, рисунков, икон сегодня значатся фамилии не только авторов, но и тех, благодаря кому они оказались в музее. Есть они и в шикарном двухтомном каталоге.
P.S. Продлится выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею» до конца 2020 года.