Пожарные приехали буквально через 10 минут, однако приступили к тушению огня почти через полчаса: вся площадь перед зданием была заставлена машинами, и огнеборцы не сразу смогли подъехать.
- За последний год дважды проводились пожарные учения, поэтому персонал знал, как действовать и куда бежать, - рассказал генеральный директор газеты "Трибуна" Василий Богатырев.
Но эвакуацию осложнило то, что не сработала противопожарная сигнализация.
- Сигнала оповещения не было, мы просто стали задыхаться от едкого дыма и поняли: надо бежать, - рассказывает Женя Меркулова из медиагруппы "Свобода слова", расположенной на 7-м этаже. - Я успела схватить шубу и взять документы. Многие выбегали в одних рубашках. Лифт не работал: мы неслись по лестницам, на них валялись варежки и шапки, которые кто-то терял впопыхах...
Последними о пожаре узнали работницы столовой, когда путь к отступлению уже был отрезан. Они, не успев одеться, выбежали на окутанный дымом балкон в белых халатах. С тыла обжигало догоняющее пламя, с фронта - мороз. Буфетчицы кричали - слышно было издалека. Тем временем пожарные и сотрудники обитающих в здании организаций растаскивали мешающие спасению легковушки. Наконец, путь для пожарной машины свободен: женщин спускают в люльках по трое-четверо. И немедленно грузят в кареты "скорой". Таким образом с балкона сняли десятерых. Двое госпитализированы (отравление угарным газом), остальных после осмотра развезли по домам.
- В "Комсомолке", когда вспыхнуло пламя, шла редколлегия, - рассказывает сотрудница фотослужбы Людмила Боровская.
Ее участники тоже рисковали остаться отрезанными от выхода (дыма в кондиционируемом помещении они не почувствовали), но, к счастью, кто-то забежал и предупредил.
- Знаем, что завтра газета выйдет, - продолжает Людмила. - Мы будем работать над номером в другом здании, где располагается "Экспресс-газета". И не верьте тем, кто говорит, что пожар начался с фотолаборатории...
В 11.40 со стороны фасада раздается несколько мощных хлопков - вылетают стекла. Теперь уже видны не только клубы дыма, но и пламя. Его языки вырываются из окон. Пожарные поднимаются по лестницам до верхних этажей и начинают заливать их огнем из брандспойтов. Струй всего две. Со стороны напор воды кажется слабым, периодически поток прерывается: не хватает, видимо, давления. "Так вы никогда не потушите!" - возмущается кто-то. Но тут к журналистам выходит начальник пресс-службы МЧС Ирина Андрианова. Она успокаивает: пожарные работают и внутри. Тоже проливают все водой. Напора хватает. Заодно сообщает: никто не погиб и опровергает слух о том, что кто-то застрял и едва не сгорел в лифте.
Журналисты, которые выбежали из здания без верхней одежды, греются в ресторане, что через дорогу. Остальные стоят на площади перед издательством. Никто не уходит. У многих глаза "на мокром месте". Это трагедия и для журналистов, и для читателей. Слышатся реплики: "И когда теперь выходить на работу? И куда?"
Около полудня мимо журналистов проходит Сергей Шойгу в пожарном шлеме. Через несколько минут его видно уже на одном из балконов. Однако вопреки приезду министра огонь не ослабевает. Вдруг милиция начинает вежливо отодвигать собравшихся в глубь площади. Объясняют: провалилась крыша и перекрытия между седьмым и восьмым этажами. В фасаде большие трещины - все это может рухнуть на зевак.
Удастся ли восстановить здание? Вряд ли. По крайней мере первые оценки специалистов весьма печальны. Многие редакции ищут временное пристанище. По словам главного редактора "Комсомолки" Владимира Сунгоркина, сгорел архив, в котором хранились номера газеты начиная с 20-х годов...