С понедельника, 9 декабря, со дня заседания в Цюрихе исполкома ВАДА, признавшего РУСАДА не соответствующим Всемирному антидопинговому кодексу, и последовавших жестоких санкций в адрес российского спорта, в стане наших болельщиков и в высоких чиновничьих кабинетах царят уныние и растерянность. Отстранение сборной России от участия в крупнейших мировых событиях, включая Олимпийские игры, запрет на проведение международных турниров на российской территории, объявление наших спортивных функционеров персонами нон грата... Как ни хорохорься, а это удар по целому поколению российских спортсменов и по престижу страны. Но разве он стал сюрпризом?
Эти тучи сгущались слишком долго. Еще год назад, когда российская сторона неожиданно отказала экспертам ВАДА предоставить в уже согласованные и подписанные сроки доступ к базе данных Российского антидопингового агентства, знающие люди вздымали руки к небу: что же наши инстанции творят, нарушая с таким трудом достигнутые с международными спортивными организациями договоренности! Это же прямой путь к новому скандалу и невиданным санкциям... Поднимите для интереса эту историю и убедитесь: трезвые голоса никто не захотел тогда услышать — и маховик снова стал раскручиваться.
Весь год ответственные за российский спорт персоны призывали не раздувать страсти, не нагнетать, не забегать вперед, дождаться решений и все такое прочее. Намекая, что где-то там, на олимпах, кипит не видимая глазу работа по защите наших интересов, ведутся переговоры, приводятся солидные аргументы. Уже нынешней осенью, когда признаки грядущей катастрофы стали очевидны, а апокалиптические прогнозы зазвучали из уст главы РУСАДА и авторитетных деятелей, наш спортивный министр и другие наделенные полномочиями лица потребовали «прекратить истерику». Похоже, чиновники надеялись, что все обойдется и как-нибудь само собой рассосется. Не рассосалось.
И вот пришло 9 декабря, и этот понедельник стал черным в истории отечественного спорта. И что теперь? Опять слышатся увещевания: еще не вечер, МОК пока не принял окончательного решения по отстранению сборной России от Игр, российская сторона готовит иск в судебные инстанции — CAS... Но руководство МОК уже ясно дало понять, что будет следовать рекомендациям ВАДА. А эксперты оценили шансы России в судах как минимальные. «Мы все правильно делали!» — в сердцах молвил наш министр спорта на пресс-конференции 9 декабря. И в этих словах слышатся и отчаяние, и нежелание касаться самой сути проблемы.
А она, эта суть, заключается в ответе на вопрос: кто именно организовал и осуществил подмену данных в базе Московской лаборатории? Назовите имена! Ссылки на какого-то мужа какой-то жены, который зачем-то залез в эту базу и корявой рукой произвел там «коррективы», в которые потом эксперты ВАДА и ткнули спортивную Россию лицом как нашкодившую кошку, смехотворны. Это слишком серьезная игра, чтобы в нее допускали простофиль. Но едва только в Госдуме прозвучало предложение провести парламентское расследование по такому поводу, как автора идеи депутат-боксер Валуев обвинил в попытке самопиара. То есть и это не тема для дискуссий.
Зато зазвучали совсем экзотические предложения сохранять олимпийское спокойствие и не зацикливаться на этих дурацких Играх. Когда перед Олимпиадой в Пхенчхане стало ясно, что наших спортсменов под российским флагом не допустят к стартам, возникла идея альтернативной Олимпиады в России. А что, какая разница, где лыжнику бежать. Напечатаем свои медали, вручим призовые суммы и ключи от мерседесов, выстроенных в линейку на Красной площади...
Так могут думать только очень далекие от спорта люди, не побывавшие в шкуре спортсмена, положившего лучшие годы жизни для достижения самой высокой цели. Но вот опять слышится то же самое. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Это решение ВАДА свидетельствует об очевидном кризисе институтов мирового спорта. Я считаю, что Россия может у себя проводить свои Игры». Какие Игры, Валентина Ивановна, зачем обманывать себя и людей? Кто откликнется на такое предложение, кому они нужны? Надо бы задуматься не об альтернативах, а о том, как расчистить авгиевы конюшни российского спорта.
Теперь спортсменов и болельщиков успокаивают аргументом, уже опробованным перед предыдущими Олимпиадами. Новый глава ВАДА поляк Витольд Банька, чьи полномочия вступят в силу с 1 января 2020 года, оговорился: «Санкции в отношении России очень серьезные и жесткие. Но спортсменов, которые подтвердят свою невинов-ность, допустят к соревнованиям». Как это будет выглядеть на самом деле, мы хорошо помним по Олимпиадам 2016 и 2018 годов. Российские представители тех видов спорта, чьи федерации не смогли их отстоять перед МОК и ВАДА, на Олимпийские игры получали не допуски, а приглашения. А по какому принципу они выдавались, одному Богу известно. Например, не получили приглашения в Рио лучшие наши прыгуньи Елена Исинбаева и Мария Ласицкене-Кучина, а в Пхенчхан-2018 — биатлонист Антон Шипулин и лыжник Сергей Устюгов. Притом что никто из них с какой-либо историей с допингом не связан. В этот раз индивидуальные требования к спортсменам еще жестче и непредсказуемее.
Несомненно, в том, что случилось, есть политический подтекст и огромная несправедливость. У России много недругов, а спорт — одно из самых уязвимых мест. Но ясно и другое: с такими «друзьями» нам и врагов не надо.
Голос
Александр Немтырев, тренер мирового лидера в плавании брассом, двукратного чемпиона мира Антона Чупкова
— Если даже нашим пловцам не удастся отстоять право выступать единой командой и под российским флагом, мы надеемся на возможность хотя бы получить статус нейтральных атлетов. И продолжаем напряженно тренироваться. Но все надежды на CAS — ребята страстно желают выступать именно с гербом России и слышать наш гимн.