Главная Экономика 00:01 13 Сентября 2024 5767
Мы поедем, мы помчимся... А за чей счет?

Новая высокоскоростная железная дорога Москва – Петербург станет «золотой». А кто заплатит за быструю езду?

Алекс Зверев
А может, обитатели столиц пока обойдутся «Сапсанами»? Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Давно обещанная новая высокоскоростная железная дорога между двумя столицами России обойдется стране баснословно дорого. Но кто заплатит за быструю езду? Вопрос риторический: конечно, мы с вами — пассажиры.

Две зеркальные новости последней недели. Жителям Курской области, полностью утратившим имущество из-за военных действий, выплатят по 150 тысяч рублей, заявил глава региона Алексей Смирнов. По его словам, эти средства, превышающие 3 млрд рублей, уже направлены из резервного фонда правительства. Практически одновременно на Восточном экономическом форуме вице-премьер Виталий Савельев сообщил, что на строительство новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург «с учетом сопутствующих затрат» придется потратить около 2 трлн рублей. И билет в один конец будет стоить около 10 тысяч рублей. Это, как говорят, по минимуму.

«Здесь как с авиацией: если билет слишком дорогой, то пассажир его не покупает, потому что это дорого, но если билет очень дешевый, то компания может прийти к банкротству, она себя не окупит», — раскрывает вице-премьер Савельев секреты ценообразования. Объясняет он все доступно, но этот вопрос все равно витает в воздухе: а почему, собственно, окупать проект надо обязательно из кармана пассажиров? Ведь средства на строительство скоростной магистрали будут потрачены в основном из казны — это деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), бюджетные субсидии, кредиты государственных банков. То есть деньги наши с вами, налогоплательщиков, которым фактически предлагают еще раз раскошелиться за однажды уже оплаченный банкет.

Тем временем заместитель главы правительства напомнил, что в Москве уже был представлен распрекрасный макет нового поезда «Белый кречет» для будущей ВСМ. Пассажирам в нем будет доступно четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром. В вагоне первого класса будет 15 сидячих мест, переговорная на четыре места, а также купе-сьют на два места. Вагон бизнес-класса предусматривает 68 мест, два вагона класса стандарт по 135 мест, а остальные четыре вагона класса комфорт, где рассядутся по 230 пассажиров. Мечты сбываются, и ждать недолго: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила, что уже проавансировала строительство таких поездов на 12 млрд рублей для начала их выпуска в кратчайшие сроки. Начало сборки первого образца «Белого кречета» для ВСМ запланировано на 2026 год.

Всего же до 2030 года согласована поставка 33 таких поездов, которые, как нам обещают, будут отправляться с московского и петербургского вокзалов каждые 15 минут. Наберется ли в достатке пассажиров на такую прорву поездов? Ведь уже эксплуатирующиеся на том же маршруте «Сапсаны» пока перевозят в год чуть больше 5 млн пассажиров и регулярно ходят недогруженными. Стоит ли рассчитывать на пассажирский бум?

«Высокоскоростная линия практически сотрет границы между двумя крупнейшими агломерациями страны. Она откроет новое пространство для туризма, стимулирует расширение общественных и деловых связей», — оптимистично рассуждают железнодорожники. По словам главы Министерства транспорта Романа Старовойта, строительство ВСМ станет импульсом и для всей российской промышленности, поскольку в проекте задействованы сотни отечественных предприятий. Звучит, безусловно, обнадеживающе, но мы помним, что не все, что гладко на бумаге, воплощается в реальной жизни.

Запустить высокоскоростную магистраль планируется в 2028 году. Общее время в пути, если без остановок, обещают сократить до 2 часов 15 минут вместо нынешних 3 часов 40 минут на «Сапсане» (максимум — 4 часа 15 минут.). С тремя остановками будет дольше: из Москвы до Твери — через 39 минут, до Валдая — 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — 1 час 41 минуту. Но всего проект допускает возможность вставить в расписание аж 16 промежуточных пунктов, хотя в таком варианте поезд перестает быть сверхскоростным: около часа уйдет на стоянки, а еще больше — на торможения и разгоны. Пассажирам, особенно в первом классе, такое путешествие вряд ли понравится.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков видит другую опасность для новой ВСМ. «Билет на самолет, если покупать его хотя бы за три дня до вылета, в среднем стоит 3-4,5 тысячи рублей без багажа, с багажом — около 5,5 тысячи. При цене билета на поезд в 10 тысяч рублей многие пассажиры предпочтут именно самолет». Хотя его коллега, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что говорить о конкуренции между поездами ВСМ и самолетами пока рано. «Ситуацию со спросом предугадать к 2028 году очень трудно, кроме того, мы не знаем, какая ситуация сложится к тому времени в авиационной отрасли», — объяснил он свои сомнения. И здесь эксперт далек от оптимизма: проекты выпуска в России новых авиалайнеров срываются один за другим, а имеющиеся пассажирские самолеты уже выводятся из эксплуатации, летая «на честном слове и на одном крыле».

В любом случае потребность огромной страны в сверхскоростных железных дорогах несомненна. Тем более у нас прекрасный пример перед глазами. Поезда в Китае уже «летают» со скоростью 300-400 км в час на маршрутах общей протяженностью более 40 тысяч километров — примерно столько сейчас электрифицированных железных дорог в России. Вопрос лишь в том, с каких направлений нашей стране есть смысл начинать «железнодорожную перестройку». Вспомним, что первые поезда в императорской России тоже соединили две столицы страны. Но затем Александр III поручил своему сыну Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». И неизвестно, что было бы с нашей страной без этого Транссиба.

Так может быть, сегодня, учитывая уже провозглашенный лозунг «поворота на Восток», в ту же сторону и прокладывать новую высокоскоростную магистраль? Или учесть нынешнее бурное курортное строительство на Каспии и в Причерноморье? А столицы и их обитатели пока обойдутся «Сапсанами»?

Ну и последнее. Когда в 2019 году запускали платную скоростную автомобильную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, водителям легкового автотранспорта обещали, что проезд в один конец не будет стоить больше 2 тысяч рублей. В начале сентября автор этих строк проехал по «платке» до поворота на Бологое и заплатил за это 3,2 тысячи рублей. Так что и про 10 тысяч рублей в один конец на новом «Белом кречете» — это еще бабушка надвое сказала...

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 7497
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 4982
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

«У Банка России нет таких полномочий по законодательству, нет», - заявила глава Центробанка

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Банк России не станет замораживать вклады просто потому, что не обладает соответствующими полномочиями, в которых и не нуждается. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. «У Банка России...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Экономика 00:01 / 21 Февраля 2025 3663
Свистать всех назад

Российский авторынок ожидает возврата южнокорейских и японских автомобилей, а маркетплейсы и супермаркеты - модных товаров из Европы

Александр Киденис
Труд
Потери экономики России от ухода из страны зарубежных компаний за последние три года оцениваются в $100 миллиардов. Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

В России восстанавливается потребительский спрос: по данным СберИндекса, в 2024 году объемы розничной торговли в стране выросли на 15%. Правда, наибольшим спросом пользовались товары для животных (на Wildberries...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 3341
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

… А также перепечи, калитки и ярушки

Максим Башкеев
Труд
Как еда помогает развивать туризм и смежные с ним отрасли? Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Гастрономическая карта, составленная Роспатентом, уже содержит больше двух сотен региональных брендов. Среди них и привычные уху названия, и экзотика: перепечи, калитки, ярушки и посикунчики. Как еда помогает развивать туризм...

Где поставить запятую, подсказал... фудшеринг!

Марина Крючкова
Труд
Фото: Helmut Fricke/dpa, globallookpress.com

Они называют себя «спасатели пищи». Хотя в 1960-х, когда волонтер Джон ван Хенгель в США предложил создать «банк еды» и раздавать ее неимущим, вместо того чтоб относить на свалку, речь шла о спасении...