Главная Экономика 00:01 13 Сентября 2024 2626
Мы поедем, мы помчимся... А за чей счет?

Новая высокоскоростная железная дорога Москва – Петербург станет «золотой». А кто заплатит за быструю езду?

Алекс Зверев
А может, обитатели столиц пока обойдутся «Сапсанами»? Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Давно обещанная новая высокоскоростная железная дорога между двумя столицами России обойдется стране баснословно дорого. Но кто заплатит за быструю езду? Вопрос риторический: конечно, мы с вами — пассажиры.

Две зеркальные новости последней недели. Жителям Курской области, полностью утратившим имущество из-за военных действий, выплатят по 150 тысяч рублей, заявил глава региона Алексей Смирнов. По его словам, эти средства, превышающие 3 млрд рублей, уже направлены из резервного фонда правительства. Практически одновременно на Восточном экономическом форуме вице-премьер Виталий Савельев сообщил, что на строительство новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург «с учетом сопутствующих затрат» придется потратить около 2 трлн рублей. И билет в один конец будет стоить около 10 тысяч рублей. Это, как говорят, по минимуму.

«Здесь как с авиацией: если билет слишком дорогой, то пассажир его не покупает, потому что это дорого, но если билет очень дешевый, то компания может прийти к банкротству, она себя не окупит», — раскрывает вице-премьер Савельев секреты ценообразования. Объясняет он все доступно, но этот вопрос все равно витает в воздухе: а почему, собственно, окупать проект надо обязательно из кармана пассажиров? Ведь средства на строительство скоростной магистрали будут потрачены в основном из казны — это деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), бюджетные субсидии, кредиты государственных банков. То есть деньги наши с вами, налогоплательщиков, которым фактически предлагают еще раз раскошелиться за однажды уже оплаченный банкет.

Тем временем заместитель главы правительства напомнил, что в Москве уже был представлен распрекрасный макет нового поезда «Белый кречет» для будущей ВСМ. Пассажирам в нем будет доступно четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром. В вагоне первого класса будет 15 сидячих мест, переговорная на четыре места, а также купе-сьют на два места. Вагон бизнес-класса предусматривает 68 мест, два вагона класса стандарт по 135 мест, а остальные четыре вагона класса комфорт, где рассядутся по 230 пассажиров. Мечты сбываются, и ждать недолго: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила, что уже проавансировала строительство таких поездов на 12 млрд рублей для начала их выпуска в кратчайшие сроки. Начало сборки первого образца «Белого кречета» для ВСМ запланировано на 2026 год.

Всего же до 2030 года согласована поставка 33 таких поездов, которые, как нам обещают, будут отправляться с московского и петербургского вокзалов каждые 15 минут. Наберется ли в достатке пассажиров на такую прорву поездов? Ведь уже эксплуатирующиеся на том же маршруте «Сапсаны» пока перевозят в год чуть больше 5 млн пассажиров и регулярно ходят недогруженными. Стоит ли рассчитывать на пассажирский бум?

«Высокоскоростная линия практически сотрет границы между двумя крупнейшими агломерациями страны. Она откроет новое пространство для туризма, стимулирует расширение общественных и деловых связей», — оптимистично рассуждают железнодорожники. По словам главы Министерства транспорта Романа Старовойта, строительство ВСМ станет импульсом и для всей российской промышленности, поскольку в проекте задействованы сотни отечественных предприятий. Звучит, безусловно, обнадеживающе, но мы помним, что не все, что гладко на бумаге, воплощается в реальной жизни.

Запустить высокоскоростную магистраль планируется в 2028 году. Общее время в пути, если без остановок, обещают сократить до 2 часов 15 минут вместо нынешних 3 часов 40 минут на «Сапсане» (максимум — 4 часа 15 минут.). С тремя остановками будет дольше: из Москвы до Твери — через 39 минут, до Валдая — 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — 1 час 41 минуту. Но всего проект допускает возможность вставить в расписание аж 16 промежуточных пунктов, хотя в таком варианте поезд перестает быть сверхскоростным: около часа уйдет на стоянки, а еще больше — на торможения и разгоны. Пассажирам, особенно в первом классе, такое путешествие вряд ли понравится.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков видит другую опасность для новой ВСМ. «Билет на самолет, если покупать его хотя бы за три дня до вылета, в среднем стоит 3-4,5 тысячи рублей без багажа, с багажом — около 5,5 тысячи. При цене билета на поезд в 10 тысяч рублей многие пассажиры предпочтут именно самолет». Хотя его коллега, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что говорить о конкуренции между поездами ВСМ и самолетами пока рано. «Ситуацию со спросом предугадать к 2028 году очень трудно, кроме того, мы не знаем, какая ситуация сложится к тому времени в авиационной отрасли», — объяснил он свои сомнения. И здесь эксперт далек от оптимизма: проекты выпуска в России новых авиалайнеров срываются один за другим, а имеющиеся пассажирские самолеты уже выводятся из эксплуатации, летая «на честном слове и на одном крыле».

В любом случае потребность огромной страны в сверхскоростных железных дорогах несомненна. Тем более у нас прекрасный пример перед глазами. Поезда в Китае уже «летают» со скоростью 300-400 км в час на маршрутах общей протяженностью более 40 тысяч километров — примерно столько сейчас электрифицированных железных дорог в России. Вопрос лишь в том, с каких направлений нашей стране есть смысл начинать «железнодорожную перестройку». Вспомним, что первые поезда в императорской России тоже соединили две столицы страны. Но затем Александр III поручил своему сыну Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». И неизвестно, что было бы с нашей страной без этого Транссиба.

Так может быть, сегодня, учитывая уже провозглашенный лозунг «поворота на Восток», в ту же сторону и прокладывать новую высокоскоростную магистраль? Или учесть нынешнее бурное курортное строительство на Каспии и в Причерноморье? А столицы и их обитатели пока обойдутся «Сапсанами»?

Ну и последнее. Когда в 2019 году запускали платную скоростную автомобильную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, водителям легкового автотранспорта обещали, что проезд в один конец не будет стоить больше 2 тысяч рублей. В начале сентября автор этих строк проехал по «платке» до поворота на Бологое и заплатил за это 3,2 тысячи рублей. Так что и про 10 тысяч рублей в один конец на новом «Белом кречете» — это еще бабушка надвое сказала...

Экономика 00:01 / 30 Августа 2024 13323
Черная дыра ЖКХ

Почему коммунальное хозяйство России превратилось в головную боль для властей и потребителей?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Самая тяжелая ситуация с теплоснабжением, без которого в России нормально жить невозможно. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Как написал журнал Forbes со ссылкой на проект рекомендаций по ключевым проблемам ЖКХ, поданных в Совет Госдумы, рассматривается идея возврата к долгосрочным, на пять лет, тарифам ЖКХ. Депутаты, озабоченные проблемами...

Экономика 00:01 / 16 Августа 2024 9560
Я бы в майнеры пошел…

Есть теперь такая профессия: деньги делать

Александр Киденис
Труд
Между прочим, по объемам добычи криптовалют Россия занимает второе место в мире , уступая лишь США. Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В России с 1 ноября 2024 года легализуется майнинг — деятельность по добыче криптовалют. По сути, гражданам официально разрешат изготавливать на своих компьютерах трансграничные «виртуальные деньги»....

Вот министр финансов Антон Силуанов посоветовал гражданам инвестировать в облигации федерального займа

Евгений Акатов
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Министр финансов Антон Силуанов посоветовал гражданам инвестировать в облигации федерального займа. ОФЗ, по его словам, очень надежный инструмент для вложения. Кроме того, министр рекомендовал вкладывать средства в образование...

«Правительство США каждый день берет в долг 10 миллиардов долларов», - отметил бизнесмен Ким Дотком

Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Появление у стран – членов БРИКС своей финансовой системы приведет к неизбежному экономическому разрушению США. Такое мнение высказал немецко-финский предприниматель, бывший владелец крупнейшего файлообменника Megaupload Ким Дотком. «Правительство...

Экономика 00:04 / 16 Августа 2024 7252
Крепись, арендатор!

Аренда квартир и коммерческой недвижимости в российских городах заметно подорожала

Алексей Подшибякин, эксперт в области недвижимости
Труд
Рынок аренды переживает ренессанс. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

В обеих столицах цены на жилье уже выросли на 40% — и это не предел. Так рынок жилья отреагировал на действия ЦБ. Очередное повышение ключевой ставки привело к пересмотру базовых ипотечных программ,...

Экономика 00:01 / 09 Августа 2024 6417
Бес дорожный попутал

Почему богатая страна строит дешевые, но недолговечные автомагистрали

Александр Киденис
Труд
Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». Но увы – не срослось. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

«Автодорожная сеть в России деградирует», — прямо заявил министр транспорта Роман Старовойт на заседании комитета по развитию транспортной инфраструктуры Госдумы. И предложил не начинать новые...

Правительство готовит план переезда госкорпораций в регионы. Что и кому это даст?

Александр Киденис
Труд
Например, «РЖД» предлагается переселить на Урал. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

«В Сибирь надо бы переводить определенные федеральные структуры или как минимум переводить туда те наши крупные компании и головные офисы, которые там работают, а основные налоги платят в Москве», —...

Планируется закупить 10 пар таких погон для генерал-майора и пять пар - для генерал-лейтенанта

Фото: Archives Russian/Russian Look, globallookpress.com

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России объявила тендер на хрустальные погоны. Соответствующая информация опубликована на официальном интернет-портале государственных закупок. Аукцион был объявлен Центром государственного имущества...

В России наблюдается бум потребительских расходов. Почему же народ закупается, как в последний раз?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Экономисты отмечают бум потребительских расходов в России: реальные зарплаты выросли на 14%, а потребление товаров и услуг — на все 25%. За год трафик маркетплейсов подскочил больше чем на 70%. Траты...

Соединенные Штаты требуют гарантий сохранения антироссийских санкций Евросоюза

Фото: Guenter Fischer/imagebroker.com, globallookpress.com

Причиной пробуксовки переговоров о выделении Украине помощи в размере 50 миллиардов долларов за счет использования прибыли от замороженных российских активов являются требования США: они хотят гарантий сохранения санкций Европейского союза против...

Экономика 00:08 / 06 Сентября 2024 3639
Турецкий кирпич

Вопрос о том, будет ли в рядах БРИКС Турция, в России официально не комментируется

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Турции надо дружить и с Востоком, и с Западом, уверен ее президент Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Первым о том, что Турция официально попросилась в БРИКС, сообщило агентство Bloomberg. По его данным, Анкара стремится усилить международное влияние и наладить новые связи, не ограничиваясь традиционными западными союзниками....

В этом году в республике ведется реализация 44 региональных проектов в составе 13 нацпроектов 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Объем бюджетных обязательств, принятых Ингушетией, на сегодняшний день равен практически пяти млрд рублей, что составляет 94% от общей цифры. Показатель кассового исполнения оценивается в 57,8%, причем по четырем нацпроектам республика находится...

Далеко не все клиенты микрофинансовых организаций читают в договорах о кредитах текст мелким шрифтом

Алекс Зверев
Труд
Спрос на услуги МФО в России огромный. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

«Я уже не могу видеть по телевизору страшные трагедии людей, которые берут кредиты в микрофинансовых организациях, а потом квартиры отдают, деньги большие. А нельзя ли вообще закрыть МФО?» —...

Ранее экс-советник главы офиса президента страны Алексей Арестович сообщил, что официальные данные о числе уклонистов на Украине занижены в 30 раз 

Фото из открытых источников

Стоимость побега с Украины в текущем году подорожала в два с половиной раза: в 2023-м она составляла около четырех тысяч долларов (340 тысяч рублей), а в нынешнем доросла уже до $10 тысяч (850 тысяч рублей). Об этом во вторник, 6 августа...

Во вторник, 20 августа, состоялась торжественная церемония открытия финального участка

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В Крыму завершилось строительство трассы Симферополь - Евпатория – поселок Мирный. Об этом сообщает ТАСС. Во вторник, 20 августа, состоялась торжественная церемония открытия финального второго участка Скворцово - Евпатория в обход озера...

Под программу подпадают около 900 тысяч домовладений

Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В России началось бесплатное подключение к газовым сетям садовых некоммерческих товариществ (СНТ), расположенных в газифицированных населенных пунктах. Как сообщает «Интерфакс», об этом доложил президенту России Владимиhe Путину...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?