14 октября исполняется 75 лет со дня рождения Анатолия Скрыпника — самого успешного из участников пробега «Труда» за всю его
Анатолий Скрыпник бодр и крепок в свои 75 лет
Анатолий Дмитриевич в 1960–70-х годах был самым стабильным из советских марафонцев, как правило, лучше всех из наших бегунов выступая на чемпионатах Европы и других международных пробегах. Но удачнее всего у него традиционно получались именно старты на пробеге «Труда». В те годы длина основной дистанции составляла 30 километров. В пробеге принимали участие сильнейшие советские и многие известные зарубежные марафонцы. Скрыпник пять раз у нас побеждал, а в шестом для себя забеге занял четвертое место в абсолютном зачете, победив в категории ветеранов «35+».
Вместо чемпионата мира был кросс коммунистов «Юманитэ»
Анатолий Скрыпник провел свое детство в деревне на Харьковщине. Но со спортом дружил с малых лет — лыжи, коньки (несмотря на относительно теплую и короткую зиму). А главное детское увлечение — футбол. Случалось, деревенская команда, в которой играл школьник Скрыпник, на региональных турнирах обыгрывала крепких соперников из города Изюм.
Когда Анатолий в 16 лет поехал поступать в городское ФЗУ (по-современному — ПТУ или колледж), то рассчитывал там продолжить карьеру футболиста. Но уже в первый год учебы начал побеждать на соревнованиях по бегу — 800, 1500 метров. Потом наметилась тенденция: чем дистанция длиннее, тем успешнее у Анатолия получалось.
Когда подошло время служить в армии, он достиг приличного уровня. В Туркестанском округе, куда он попал служить, направили в спортроту. Ничем кроме бега Анатолий не занимался и вполне оправдывал такие поблажки. На чемпионатах Вооруженных Сил, на кроссах «Правды», на чемпионатах СССР постоянно побеждал либо попадал в призеры — в беге по дорожке на 10 000 метров, в кроссе, в беге на шоссе.
После демобилизации приехал в Харьков, где ему пришлось сначала идти в вечернюю школу — иначе не приняли бы в Институт физической культуры.
Продолжал выступать на всесоюзных, а потом и на международных соревнованиях. Но теперь уже не за Вооруженные Силы, а за «Авангард» и сборную Украины.
В 1963 году выиграл чемпионат СССР по кроссу. А надо особо отметить: в те годы советские стайеры являлись мировыми лидерами, и попасть в сборную страны было очень сложно.
В 1964 году состоялся международный дебют. В составе сборной СССР Анатолий Скрыпник поехал на кросс «Юманитэ». В те времена официальные чемпионаты мира по легкоатлетическому кроссу еще не проводились, и эти соревнования в Париже в отдельные годы собирали столь сильный состав участников, что по уровню вполне могли называться неофициальным чемпионатом мира. Известные во всем мире стайеры Леонид Иванов, Виктор Байков (кстати,
Болотников сожрал Скрыпника на финише
По возвращении в Союз предстоял отбор на Олимпийские игры в Токио.
На чемпионате СССР в беге на 10 000 метров Скрыпник лидировал всю дистанцию, и лишь перед финишной ленточкой его «сожрали» Болотников, Иванов и Дутов. Тогда по рыхлой гаревой дорожке, в «дубовых» шиповках советского производства Скрыпник показал время 28 минут 41,2 секунды. Посмотрите списки лучших результатов легкоатлетов за последние сезоны. В России и на Украине обычно на таком уровне бегут единицы, а в отдельные годы — вообще никто. По новейшему тартану (вернее — Мондо), в ультрасовременных невесомых шиповках.
К Олимпиаде 1964 года Скрыпник готовился в составе сборной СССР до самого вылета команды в Токио. Лишь в последний момент отцепили. Впрочем, Анатолий Дмитриевич и сейчас считает: все было по справедливому. Попадали на Олимпиаду первые трое в каждой дисциплине, к тому же победитель предыдущей Олимпиады Петр Болотников собирался в Токио стартовать и на «десятке», и на «пятерке».
Фидель спаивал «Белой Лошадью» ...
С годами Скрыпник переходил на более длинные дистанции, и с 1965 года основной своей специализацией сделал марафон. Но даже ведущие марафонцы мира в течение года на дистанции 42 км стартуют не более
Хотя на самом деле профессор Екатерина Семенова, возглавлявшая медицинскую бригаду сборной СССР по бегу на выносливость, всегда говорила своим подопечным, что она доверяет их сознательности. Она подчеркивала: все опытные стайеры — мудрые, целеустремленные и волевые люди, так что не видит смысла контролировать их насчет отбоя, принюхиваться к ним после посиделок на сборах. Но и сами бегуны всегда знали меру и никогда не подводили ни медиков, ни тренеров, ни самих себя. Но вот пить «Белую лошадь» в присутствии лидера страны и нашего посла — это чересчур.
... а Кейно Скрыпник сам «накормил».
Другой любимый Скрыпником турнир —
Анатолий Скрыпник после победы над олимпийским чемпионом Кепчого Кейно на 20-километровом пробеге Белград-1969
Чемпионаты СССР в марафонском беге Скрыпнику ни разу не удалось выиграть, но в призеры попадал раз за разом. А после этого, попав на чемпионат Европы, обычно показывал результат лучший среди советских представителей.
Куц подарил чемпионские марафонки, даже фамилии не спросив
А вот пробеги «Труда», которые всегда были одним из этапов отбора в сборную страны, Анатолий Скрыпник бежал всегда очень удачно.
— В 1966 году я дебютировал на вашем пробеге, — рассказывает Анатолий Дмитриевич «Труду». — Причем тогда зачет на этом пробеге был не только личный, но и командный. Украинской «Авангард», за который я выступал, придавал большое значение нашим результатам. Так что даже тренировочные сборы нам организовали в ближнем Подмосковье, чтобы мы акклиматизировались после приезда с Украины. Помню, рядом с кемпингом, где мы жили, шли съемки фильма «Берегись автомобиля». И порой мы прекращали свои пробежки по шоссе, чтобы поглазеть — как Жженов цеплял свой мотоцикл к «Волге» Смоктуновского. Как выполнялись разные трюки с автомобилями. Но это все не помешало мне хорошо подготовиться к пробегу «Труда».
Тогда я еще не входил в сборную СССР по марафону, и потому бегал по асфальту в самодельных тапках. То есть, отдавал сапожнику свои легкоатлетические шиповки, тот отрывал подошву и приклеивал мягкую микропорку. Великий в прошлом бегун Владимир Куц, двукратный олимпийский чемпион 1956 года на тот момент работал тренером в ЦСКА, но увидев на финише пробега «Труда» мои самопальные кроссовки, тут же, даже не спросив моей фамилии, выдал мне фирменные адидасовские марафонки — в то время очень дефицитные. Хотя я выступал за Общество профсоюзов, а он тренировал армейцев. Просто от широкой души подарил.
А старт давал мой недавний товарищ по сборной СССР, олимпийский чемпион Петр Болотников. После победы на Олимпиаде 1960 года в Токио от него также ждали успеха. Но по какой-то причине он там выступил совсем плохо. А год спустя уже в возрасте 35 лет «хлопнул дверью» — в престижном тогда легкоатлетическом матче СССР — США выиграл у олимпийского чемпиона 1964 года Боба Шюля. С 1966 по 2010 годы он постоянно давал старт на пробеге «Труда» и выполнял функции главного судьи этого пробега.
Японцы — крепкие ребята. Но не быстрые
Я побеждал на пробегах «Труда» в 1966, 1967, 1968 годах. В
Анатолий Скрыпник (справа) в пятый раз побеждает на пробеге «Труда» и устанавливает вечный рекорд в беге на 30 км
А самым тяжелым для меня стал пробег «Труда» 1971 года. Нет, не из-за каких-то особых погодных катаклизмов, а из-за соперников. Надо отметить: сильные бегуны из многих стран (в основном социалистических) приезжали на пробеги «Труда» постоянно. Но, вырвавшись вперед, я уже не следил за борьбой между иностранцами и моими товарищами по сборной СССР. Но в
Рекорд «Труда» остался у Скрыпника
Кстати, тот результат — 1 час 31 минута 56 секунд так и остался не побит. На следующий год Скрыпник подготовился не так хорошо, как обычно — приехал на «Труд» сразу после госэкзаменов. Занял четвертое место, а время победителя в том году оказалось намного хуже, чем в
Таким образом, Скрыпник победил на пяти пробегах «Труда», а на шестом, в 1972 году, занял четвертое место. Но и на тот раз не остался без призов потому, что уверенно выиграл первенство среди участников старше 35 лет.
Кстати, в те годы, несмотря на сильнейшую конкуренцию и высокий статус пробега «Труда», призы, по нынешним меркам, были просто смешные. В разные годы за первое место Скрыпник получал радиоприемник (правда, очень хороший по тем временам — «Сокол»), хрустальную вазу, наручные часы. Впрочем, в те годы и на крупнейших марафонах мира победителей богатыми призами тоже не радовали — профессионализм в легкой атлетике был строжайше запрещен, и за этим даже строго следили — чтобы будущие участники Олимпийских игр не стимулировались спонсорами.
После 1972 года Скрыпник перешел на тренерскую работу — готовил бегунов в том же клубе, за который до того выступал много лет — за «Кочегарку». Это вовсе не шутливое название, а именно официальное. Этот клуб входил во всесоюзное спортивное общество «Авангард». Работал также преподавателем физвоспитания в медицинском училище. До сих пор поддерживает форму тренировками. Так что свое