Наверное, каждый слышал мрачное выражение "русский крест". В течение десятка лет графики рождаемости и смертности в России выглядят подобием креста: смертность увеличивается, а рождаемость падает. "Мы прошли точку невозврата, - заявила на эту тему член-корреспондент РАН Наталья Римашевская. - Это означает, что к прежней численности населения Россия уже не вернется. Нас будет меньше. И мы вплотную приближаемся к другой точке невозврата по качеству населения. Она характеризуется ростом не только физического, психического, социального нездоровья, но и духовно-нравственного, которое не поддается статистическому учету".
Концепция, которую утвердил вчера Владимир Путин, - именно об этом, о способности нации выжить и физически, и духовно. Потому что, по одному из прогнозов экспертов, при существующих тенденциях уже к 2030 году в России будет лишь около 100 миллионов населения.
Роль миграции велика, но она не может быть определяющей. Самого быстрого эффекта можно добиться, пытаясь снизить преждевременную смертность, которая в России катастрофически высока. Одним из самых существенных в демографии считается показатель ожидаемой продолжительности жизни. В России для мужчин он долго не мог достичь планки 59 лет (в западноевропейских странах, США, Японии, Австралии - на 15-20 лет больше). И только в 2006 году случилась "тихая революция": смертность населения снизилась, показатель продолжительности жизни мужчин впервые за последние 8 лет превысил пенсионный возраст, увеличившись на 1,5 года. Что ж, есть повод для всеобщего ликования: у нашего мужчины наконец появился шанс дожить до пенсии...
Есть и другие знаки надежды: медленно, но все же снижаются показатели младенческой и материнской смертности. (По официальным данным, материнская смертность в РФ до сих пор в 2-2,5 раза превышает среднеевропейский показатель).
Самая важная, но труднодостижимая задача - добиться повышения рождаемости в стране. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев только что сообщил президенту, что с января по август коэффициент рождаемости в стране оказался самым высоким за последние 15 лет. Никакого чуда тут нет. Социологические опросы давно показали, что большая часть нашей молодежи (84 процента) убеждена: в семье должно быть два-три ребенка. Но сегодня в типичной российской семье один-два ребенка. Значит, активная поддержка государства и общества способна склонить многие молодые семьи к решению в пользу второго и третьего ребенка. И утвержденная президентом концепция должна стать катализатором этих процессов.