Главная Культура Афиша 00:40 12 Мая 2023 7059
«Господин Вознесенский, вон из нашей страны!»

Выставка к 90-летию знаменитого поэта показывает его с непривычной стороны

Дарья Ефремова
Фото из архива «Труда»

В столичном «Центре Андрея Вознесенского» открылась выставка «Вознесенский. ЕЩЁ», посвященная 90-летию со дня рождения одного из самых знаменитых русских поэтов ХХ века. Автор текстов эстрадных хитов и философических поэтических сборников предстает здесь с неожиданной стороны — как художник-концептуалист, гремевший на всю Европу.

Самый выездной, опальный и обласканный, отмеченный поэтами-классиками и новатор из плеяды «шестидесятников», ниспровергатель поэтических канонов, создатель народных хитов и мудрец, пытающийся угадать, что там, за поворотом истории... И это все он — Андрей Андреевич Вознесенский. А на юбилейной выставке открывается нам еще и как создатель так называемых видеом, покоривших Париж, Берлин и Нью-Йорк.

«Видеомами» и «видухами» (последнее не образчик жаргона, а производное от слова «дух») Вознесенский называл свои графические концептуалистские коллажи, объединяющие текст с рисунком и логически продолжающие его дерзкую, наполненную яркой визуальной образностью поэзию.

В «лихие» нонконформистские девяностые автор экспериментаторских стихотворных циклов «Парадигмы» и «Антимиры», культовой рок-оперы «Юнона и Авось» и бессмертного «Миллиона алых роз» решил вернуться к своей академической специальности архитектора, то есть конструктора форм, и испытать себя в создании арт-объектов и коллажа.

Кстати, вы знаете, что монумент русско-грузинской дружбе (в просторечии — «шампур» или «шашлык»), установленный на Тишинской площади в Москве в честь 200-летия подписания договора о протекторате Российской империи над Картли-Кахетинским царством, был создан Зурабом Церетели в содружестве именно с Андреем Вознесенским? Буквы грузинского алфавита, превращающиеся в зерна и составляющие тело колоса, — идея поэта, предложившего не только читать, но и рассматривать стихи, будто картины.

«Видеомы стали своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в них фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта», — объяснял замысел Андрей Вознесенский.

Первым таким коллажем стал плакат, нарисованный к столетию Бориса Пастернака, которого Вознесенский считал своим учителем: автор «Доктора Живаго» распят на крестообразных литерах собственного имени. Тогда, в застойном 1980 году, это выглядело настолько непривычно и дерзко, что издательство поостереглось ставить свое название на постере. Но это, конечно, не остановило Андрея Андреевича. И вскоре появился коллаж на красном фоне, посвященный Маяковскому, — со схематическим, но узнаваемым изображением револьвера, барабаном которому служит железный телефонный диск, и размещенным в левом нижнем углу ребусом: «Поэт + пуля = популярность».

Фото из открытых источников

Представленные в экспозиции видеомы снабжены табличками с комментариями автора, которые, конечно, также являются литературными произведениями. Вот, например, тот, что относится к композиции, соединившей цилиндр с белым галстуком-бабочкой и озаглавленной «Оскар Уайльд»: «Да и кто из поэтов не попадал под обаяние блистательно-порочного Оскара? Весь Серебряный век нашей литературы носит на себе его лунный отсвет. Бальмонт, Гумилев, Брюсов переводили его. „А муж ваш носит томик Уайльда, ваш муж презрительный эстет“, — ревниво пел Северянин и фотографировался на свой „Громкокипящий кубок“ с челкой и ракурсом под Уайльда».

Видеома, посвященная Мандельштаму, трагичнее даже распятого Пастернака и выстрела-Маяковского. Символический черный овал на белом холсте (явная аллюзия на «Черный квадрат» Казимира Малевича) облепили три осы. «Медуницы и осы тяжелую росу сосут... И вчерашнее солнце на черных носилках несут». «Эти строки Мандельштама посвящены Пушкину, — писал Андрей Вознесенский, но собственная судьба его неосознанно шептала сквозь строки: «ос, ос, Осип... Эти осы мучительно звенят по всем его строкам: „Оссиан“, „острог“, „особь“, — ос, ос, Осип. Как Татьяна писала на морозном стекле вензель „О“, так и он бессознательно вписывает свои „О“ в морозные узоры четверостиший».

Фото из открытых источников

«Никакое другое искусство не находится столь близко к поэзии, как изобразительное, и чаще всего те образы и метафоры, которые не могут до конца выразиться словами, выражаются в этом, — пояснял Андрей Вознесенский. — Искусство — священные черепки, черепки будущего. Несколько лет назад, когда трещины еще не трещали, а лишь угадывались, я начал рисовать видеомы, и лишь потом я понял, что это осколки, черепки смысла и распадающейся (советской) цивилизации».

В конце 1990-х видеомы Вознесенского стали известны на весь мир. Прохладно встреченные отечественным андерграундным сообществом, его работы взахлеб обсуждались западными искусствоведами. В нем видели наследника знаменитых русских авангардистов и футуристов 1920-х годов.

Не обошлось и без политической сатиры. Целая стена посвящена Никите Сергеевичу Хрущеву — это коллаж из графических портретов-шаржей, запечатлевших генсека в гневе на знаменитой встрече руководителей партии и правительства с деятелями культуры в марте 1963 года, где досталось и Вознесенскому.

«Чем Хрущев отличался от Сталина? — задается вопросом поэт. — Не политически, а эстетически. Сталин был сакральным шоумейкером эры печати и радио. Он не являлся публике, Хрущев был шоуменом эпохи ТВ, визуальной эры. Один башмак в ООН чего стоит! Не ведая сам, он был учеником сюрреалистов, их хэппенингов. Хрущев восхищает меня как стилист». И с присущим ему немного отстраненным, ироничным остроумием вспоминает, как этот «шоумен» внезапно прервал его выступление ревом в микрофон: «Господин Вознесенский, вон из нашей страны, вон!»

Ну и кто из них остался с нами — Никита Сергеевич или Андрей Андреевич? Смешной вопрос. Откройте стенограмму тех совещаний, где глава государства, распаляясь, учит поэтов, художников, скульпторов и писателей уму-разуму, как им Родину любить, а потом побродите по этой выставке в «Центре Андрея Вознесенского». И все сразу станет ясно.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3983
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3496
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?