ВСЯК ПО-СВОЕМУ С УМА СХОДИТ
Российский тюнинг начался в 1960-х годах с шелковых занавесочек на окнах. ГАИ их запретила моментом - обзор сужают. Потом пошли украшения на кузове, например, прозрачная бабочка на капоте. Она якобы рассекала воздух перед ветровым стеклом, отбрасывала пыль и насекомых, что было вымыслом. Затем - колпаки с расходящимися лучами, набалдашники на фаркоп. Дальше фантазия не шла, да и ГАИ не пускала.
Где кончается увлечение и начинается "клиника"? Психиатры не видят ничего страшного в украшательстве до тех пор, пока оно не приобретает маниакального характера. А это происходит, когда уходит практический смысл. Хозяин обвешивает своего "коня" мигающими лампочками, немыслимыми рисунками, рогами, клыками и т.д. без всякой меры. Тут уже попахивает шизофренией. Хорошо, если не выплескивает эмоции на других. А если... я сам видел, как один украшатель огрел мальчишку палкой только за то, что тот случайно задел боковое зеркало. Психиатры предупреждают: если человек срывается при виде погнутой эмблемы на капоте, делает из этого трагедию, то это уже опасно. Отсюда вывод: за рулем разукрашенного автомобиля может быть психопат, страдающий "машинофилией". Бойтесь.
ТЮНИНГ
Борта машины не возбраняется украшать наклейками в виде полосок, клякс, треугольников, квадратиков, разных надписей - прилавки завалены. Цены - в пределах разума: от 100 до 200 рэ. Но надо помнить два момента. Положительный: наклеенной кляксой, полоской можно не только сделать машину узнаваемой, но и уберечь от коррозии то место, где она появилась. Отрицательный: наклейка намертво прилипает к краске, и через год ее не содрать без последствий - полоса под ней станет другого цвета.
Резиновых молдингов в продаже тоже много. Широкие, узкие, но их, как правило, надо подгонять под размер. А для некоторых сверлить дополнительные отверстия. Клеем приделать молдинги сложно, если учесть наши холодные зимы. Между тем стоимость комплекта молдингов на отечественные машины доходит до 1500 рубликов. Для бамперов есть защитные молдинги, которые надо ставить на саморезы. Однако должен заметить, что профессионалы сильно сомневаются в их защитных свойствах. Украшать дверные ручки разными наклейками - на любителей. Мне не нравится.
МОДНЫЕ ШТУЧКИ
Сегодняшний шик - вертящиеся колпаки на колесах. Эффект, правда, рассчитан на экзальтированных дамочек и детишек: ой, смотрите, машина стоит, а колеса крутятся. И все. Практической пользы никакой. Между тем производители уже предлагают инерционные колпаки с подсветкой, которая берет ток от специальной батарейки. Не думаю, что это удобно, особенно зимой. А стоят 15 тыщ целковых!
Есть и менее заметные, недорогие и вроде бы практичные детали. Некоторые водители, к примеру, убеждены, что так называемая "мухобойка" - капотный дефлектор поднимает набегающий поток воздуха и пускает его выше лобового стекла. Вместе с ним якобы улетают мимо лобового стекла и мелкие камешки. Все это ерунда. Пластмассовая "мухобойка" (стоит до 1000 руб.) начнет выполнять такие функции на скорости выше 150 км в час. Вы так ездите?! А вот то, что под нее набиваются грязь, песок, которые сдирают краску - точно. Может, если хочется защитить капот от камней, обтянуть его плотной тканью?! Антикрылышки для дворников стоят рублей 200, но, положа руку на сердце, они не очень то прижимают стеклоочистительные щетки к стеклу, для чего и предназначены, даже при хорошей скорости.
КСЕНОНОВЫЕ ФАРЫ
Выглядят эффектно, да и полезны. Ставить их все-таки лучше только на габариты и ближний свет. Дальний сильно слепит встречных водителей: интенсивность ксеноосвещения в 2,5 раза выше, чем обычная. Вообще фары украшают часто. Сейчас выпускается много разных ободков, колпаков, отражателей, стекол. Есть даже черные. Но они не только запрещены ГИБДД, но еще и нарушают распределение светового потока, снижают его силу. Красиво, может, но ездить в темных очках ночью - я бы не рисковал. С голубыми лампами тоже сплошное заблуждение - светят они не лучше, а хуже обычных. А вот если вам часто приходится путешествовать по сельским дорогам, то защитные решетки на фары не помешают.
ПРИМАНКА ДЛЯ ВОРОВ И ГАИШНИКОВ
Тюнинговые компании готовы сегодня выполнить любой каприз клиента. Выбирай - не хочу. Однако если даже вы готовы выложить кругленькую сумму за украшение машины (цена нижнего носа для передка "жигуленка" доходит до 20 000 рублей), надо помнить о суровой российской действительности: у тюнинга есть "неприятели".
Первым я бы поставил автомобильных воров. Содрать модные колпаки с колес, молдинги с бортов, разбить окно и вытащить из салона дорогой держатель для очков, свинтить классные противотуманки, отцепить кенгурятник или антикрыло - на это горазды даже малолетние шалопаи, не говоря о наркоманах. Приступая к самотюнингу, поставьте себя на место вора. Если за несколько минут, а то и секунд открутите, оторвете с мясом ту или иную прибамбасину, забудьте о ней.
Второй враг - коррозия. Дело в том, что многие украшения невозможно установить без сверления корпуса. А где дырочка, там непременно вода, ржавчина. Это вам надо?!
Третий "неприятель" - сверхбдительный инспектор ГИБДД. Не раз видел, как незадачливым автовладельцам приходилось соскабливать затеняющую пленку со стекол, откручивать галогенные лампочки, убирать другие безделушки, чтобы пройти технический осмотр. На ваше удивление - зачем тогда их продают? - у инспектора ответ: мало ли что у нас продается!
Конечно, можно купить расположение проверяющего и получить вожделенный талон техосмотра, но на всех инспекторов на дороге потом денег не напасешься. В общем, морока. К сожалению, в правилах не определено, что можно, а чего нельзя вешать на машину. Там сказано, что любое дополнение не должно изменять конструктивных особенностей автомобиля, затруднять управление и мешать другим участникам движения. Понять сложно. Перед навешиванием проконсультируйтесь в отделении ГИБДД.
ТЮНИНГ
При выборе прибамбасов для задней части автомобиля также руководствоваться целесообразностью. Первое: если навесная вещица на бампер или багажник смягчает "поцелуй" лихача, то ее надо ставить без разговоров. Второе: если украшения привлекают внимание других водителей, но не настолько, чтобы оно рассеялось, то их можно и нацепить - вреда не будет.
А вот для того, чтобы правильно сделать так называемый аэродинамический обвес автомобиля, который, кроме красоты, улучшает устойчивость автомобиля, надо советоваться со специалистами. Тут не за модой надо гнаться, а за безопасностью машины на дороге.
Ведущий рубрики