- Чтобы начать представлять угрозу обществу, всякое зло должно как-то закрепиться, пустить корни, - говорит комиссар отдела полиции министерства внутренних дел Финляндии Андерс СЕДЕРБЕР. - В Финляндии из поколения в поколение передается легенда, кстати, не имеющая документального подтверждения, что в глубокой древности пойманному на месте кражи вору отрубали руку. Варварство, конечно. Но к началу XX века у нас в сельской местности дверей не запирали. Если хозяев нет дома, то у порога ставили метлу - заходи, мол, любой прохожий, только придется подождать, когда вернемся.
Сегодня без замков не обходится, а вот заборов как не было, так и нет. Осуждение тех, кто покусился на чужое, по-прежнему очень суровое. Вот пример. Поймали жулика. Вор-рецидивист. Колесил по стране, занимался кражами со взломом. А с чего все началось? Пареньком работал на мясокомбинате в Ваасе. Там на выходе никого не обыскивают, но стоит автомат, который по какой-то заданной программе выборочно перекрывает дорогу одному-единственному из всей смены. Вот у него-то под полой и оказался батон колбасы.
Город небольшой. Все друг друга знают. Уже на следующий день руки ему не подавали. Пальцем показывали: "Вор идет". Девушка любимая знать его не захотела. Сбежал в соседний городок. И там прослышали, кто он таков. Бросил все и уехал, куда глаза глядят, чтобы затеряться. Но покатился, как говорится, по наклонной плоскости. Скажете, жестоко с ним обошлись? А как иначе? Ведь он совершил то, что запрещено законом и юридическим, и человеческим. В этом наше отличие, скажем, от Италии или России. У нас мафии, то есть круговой поруки нарушителей закона, просто не может быть - нет возможности ей укорениться.
- Против соблазна украсть батон колбасы еще можно устоять. Но неужто под силу каждому финну устоять, допустим, перед взяткой в 10 000, а уж тем более 100 000 евро?
- Не могу исключить, что и среди моих соотечественников кто-то не устоит. Но не будем забывать, что в современном мире созданы отвечающие масштабу угрозы средства упреждения. В Финляндии мы под таковыми понимаем контроль, осуществляемый общественными организациями, свободную печать, ведущую свои независимые расследования, постоянно совершенствующееся законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений, и, что очень важно, прозрачную банковскую систему. Попробуй у нас министр, любое высокопоставленное должностное лицо назвать инспектору, остановившему его машину, скажем, за превышение скорости или нетрезвое состояние, заниженную сумму годового дохода - у нас при серьезных нарушениях штрафуют, исходя из уровня материального благосостояния виновного... Так вот, проверят, перепроверят, но на чистую воду выведут. И на следующий день данная персона предстанет во всей "красе" на первых полосах газет: вот полюбуйтесь, как конкретный представитель власти безобразничает на дорогах да еще трусливо пытается недоплатить в казну, а она у нас на всех одна: и для ветеранов, и для пенсионеров, и для армии, и для полиции...
Ставки нефиксированных штрафов за езду в нетрезвом виде ограничений не имеют. А вот за превышение скорости штраф составит от 80 до 120 ежедневных заработков провинившегося.
Если нарушитель лукавит, занижает свои прибыли, то платить ему придется потом с учетом утаенных денег, стоимости имущества, ценных бумаг и т.п., а еще и за обман.
Так, за более чем двукратное превышение скорости в черте населенного пункта финский электронный гений, 27-летний миллионер Юсси Салонойя уплатил штраф в 170 000 евро. Член административного совета флагмана финской индустрии высоких технологий концерна "Нокиа" Ансси Ванйоки был наказан на 116 000 евро за беспечную езду на мотоцикле. Один из самых богатых людей Суоми, владелец провайдерской интернет-компании Яакко Ритсоля за тот же грех заплатил 81 000 евро.
Исключений не делают ни для кого. За содержание в крови 1,2 промилле алкоголя при допустимой норме 0,5 промилле (бутылка пива) на 2 400 евро был оштрафован шеф криминальной полиции страны Эркки Хямелайнен. А у члена парламента Антерса Кекконена за аналогичные нарушения на 3 месяца изъяли водительское удостоверение и взяли 3000 евро как штраф. Любое решение полиции можно опротестовать в суде, но в случае проигрыша дела истец оплатит еще и судебные издержки, и расходы на адвоката.
Расчет наличными любое административное наказание не предусматривает - только через банк. А в нем для контролирующих инстанций закрытых данных не может быть. Легко, например, можно узнать, что у среднестатистического финна на счету примерно 20 000 евро, то есть по этому показателю мы самые бедные в Евросоюзе. Но есть и такие, у кого "зашкаливает" за сотни миллионов. Согласно нашим представлениям, с них, если, конечно, провинились, и спрос особый - сообразный их богатству. Слово "олигарх" у нас не в ходу. По сути дела, оно означает, что этот человек пытается использовать свое экономическое влияние для подмены народовластия, а это преступление.
В Финляндии главным нарушением законодательства в финансовой сфере было, есть и, увы, надолго еще останется уклонение от уплаты налогов. Но надеяться на то, что зло не расцветет пышным цветом, позволяет незамаранность нашего чиновничества коррупцией, хотя отдельные, я бы сказал, редчайшие случаи имеются. А потому и невозможно появление феномена организованной преступности.
- Жаль, что, казалось бы, столь доступный пониманию финский опыт не может быть перенесен на почву России.
- Надо признать, что это действительно так. Той же коррупции нам не нужно было ломать хребет просто потому, что она здесь изначально не состоялась. В отличие от таких стран, как Россия, Индия, Бразилия или даже Бельгия, мы - страна с гомогенным, то есть однородным, населением. Нас объединяют язык и вера - евангелическо-лютеранская, к которой принадлежит 89% населения. Из остающихся 11% - 3% - православные, остальные атеисты, но и они привыкли чтить закон. Простых рецептов для построения общества, где царит правопорядок, нет и не может быть - мир велик и разнолик. Но один рискну назвать: надо добиваться, чтобы граждане государства все больше доверяли власти, а власть - им. В выигрыше будут обе "стороны".
УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ В СТРАНАХ МИРА
(ПО ВЕРСИИ "TRANSPARENCY INTERNATIONAL", 2003 ГОД)
САМЫЕ "ЧИСТЫЕ"
1. Финляндия
2. Исландия
3. Дания
4. Новая Зеландия
5. Сингапур
6. Швеция
7. Нидерланды
8. Австралия
9. Норвегия
10. Швейцария
БЛИЖЕ К "ХВОСТУ"
80. Ливан
81. Мали
82. Палестина
83. Индия
84. Малави
85. Румыния
86. Мозамбик
87. Россия
88. Алжир
89. Мадагаскар
ДЕСЯТКА АУТСАЙДЕРОВ
124. Ангола
125. Азербайджан
126. Камерун
127. Грузия
128. Таджикистан
129. Мьянма
130. Парагвай
131. Гаити
132. Нигерия
133. Бангладеш