
11-12 июня в Сен-Рафаэле, близ Ниццы, пройдет первый этап мировой серии Red Bull Cliff Diving (аналог Кубков мира или Гран-при в других видах спорта) - соревнованиям по хай-дайвингу, то есть, акробатическим прыжкам в воду с высоты, как правило, 27 метров. Кстати, даже профессионалы пока здесь не определились – считать ли хай-дайвинг отдельным видом спорта, или же экстремальной дисциплиной прыжков в воду. При том, что он остается самым зрелищным и экстремальным из всех водных видов спорта. Иногда десятки тысяч зрителей собираются посмотреть – как ныряют в воду со скал или высоченных искусственных сооружений отважные парни, а в последние годы и все больше девушек.
В Сан-Рафаэле два прыжка спортсмены будут выполнять со скал и два – с платформы. В числе избранных смельчаков, приглашенных на этот этап – россияне Артём Сильченко и Никита Федотов. Оба воспитанники воронежской школы прыжков в воду. 37-летний Артем – самый титулованный из россиян в хай-дайвинге, выигрывавший медали чемпионатов мира и побеждавший на этапах мировой серии. 25-летний Федотов – один из самых перспективных в мире прыгунов, он становился призером этапов Red Bull Cliff Diving.
Кстати, в 2020 году почти все международные турниры были отменены. Это стало одной из причин тому, что Артема Сильченко, как и многих российских чемпионов из других неолимпийских видов спорта, а кое кого и из олимпийских, - со ставок (госстипендий) сняли, и пока не восстановили.
Артем в момент отталкивания. Предстоит 27-метровый полёт
- В самый разгар ковида были периоды, когда у меня не было возможности прыгать в бассейн, - рассказал Сильченко «Труду». - Но физическую форму я все равно поддерживал и тренировки не прекращал, так что силовых и функциональных кондиций не растерял. 22 августа мы провели спортивный праздник в акватории Ялты. («Труд» в августе 2020 года сообщал – как Артем Сильченко на торжествах, посвященных Дню Государственного флага, прыгнул с громадным российским триколором с 27-метровой высоты). Кстати, эти соревнования, которые мы прошлым летом провели уже в пятый раз под названием Crimea World Cup, становятся популярными среди элиты нашего вида спорта. К нам приезжают самые известные дайверы со всего мира. И в 2020 году в условиях пандемии этот турнир стал единственным в международной календаре хай-дайверов. Я был одновременно его директором и участником. Самому подойти к нему в идеальном состоянии мне не удалось, так что я занял место в середине протокола, а победил в Ялте третий раз подряд знаменитый американец Гэри Хант, чемпион мира.
А после этого пришлось вернуться в Воронеж и продолжать совмещать тренировки с добыванием денег. Надо было кормить семью, так что зарабатывал по-всякому, в том числе деятельностью, не связанной со спортом. Почти год, с небольшими перерывами, я трудился грузчиком - до марта.
А с марта я начал работать тренером в Москве: в разных бассейнах, фитнесс-клубах и прочих организациях занимаюсь с пловцами, прыгунами, акробатами. Среди моих учеников есть и новички, и опытные, но вернувшиеся в спорт после долгого перерыва.
Первый свой тренерский опыт я получил еще в Китае в возрасте 23 года, когда работал в экстремальных шоу. Занимался с Антониной Вышивановой, поставил ей базу прыгуна в воду. Тренерской работой занимаюсь с большим удовольствием. А моим наставником, в свою очередь, остается Геннадий Стародубцев, у которого я занимаюсь прыжками в воду, страшно подумать, уже более 30 лет, то есть, с дошкольного возраста. Часто и подолгу я тренируюсь без него, но Геннадий Иванович всё равно контролирует этот процесс.
Готовиться к мировой серии соревнований, прыгая именно именно с большой высоты, Артем начал в этом году совсем недавно - неделю потренировался на сборах в Казани. На первом этапе во Франции он будет выступать как приглашенный гость по wild card. Второй и третий пропустит. А в зависимости от того – как он себя покажет сейчас в Сен-Рафаэле, его могут пригласить или не пригласить на 4-й, 5-й и 6-й этапы.
- Четвертый этап пройдет в Даунпатрик-Хэд, Ирландия. – продолжает Сильченко. - Это новое для нас место соревнований, так что не знаю – что из себя представляет. Пятый – в Полиньяно-а-Маре, около Бари, на юге Апеннинского полуострова. Там уже раз пять проводили этот этап. Он интересен и необычен еще тем, мы заходили в жилой дом, проходили через комнаты и прыгали с балкона в море.
Этап в Полиньяно-а-Маре – один из самых интересных в хай-дайвинге
К сожалению, в этом сезоне не состоится этап в Копенгагене, где в прошлые годы с крыши оперного театра мы ныряли прямо в море. А 6-й, финальный, пройдет в Баку в помещении. Фотографии места прыжков я видел, но подробно условий не знаю. Вообще в помещении я прыгал с большой высоты только в шоу, а на соревнованиях – буду впервые. Под крышей проще тем, что не придется брать поправку на сильный ветер.
Задолго и по-особому проводить подготовку к какому-то этапу, даже с учетом нюансов места соревнований, нет смысла. Главная разница – прыгать с камней или с платформы. Камни (скала) могут находиться вертикально под спортсменом, так что нужно выполнять прыжок в длину, чтобы перелететь через камни и не задеть их при падении.
В программе Игр в Токио нынешним летом не будет хай-дайвинга, а насчет включения в программу парижской Олимпиады еще будет решать сессия МОК. Доживет ли 37-летний Сильченко в большом спорте до 2024 олимпийского года?.. Этот зрелищный вид спорта очень травматичен. Повреждения случаются порой страшные – переломы рук и ног, разрывы внутренних органов и прочие серьезные неприятности, которые могут вывести отважного спортсмена из строя на месяц, на год, а то и завершить его карьеру.
Артем Сильченко после победы на этапе Полиньяно-а-Маре в 2016 году
- Обычно вперед далее, чем на один сезон, я не загадываю. Может быть, продолжу прыгать и до 2024 года. В нашем виде спорта даже на ближайшие соревнования непросто бывает планировать. Обычно, с большой долей надежности, только на ближайший прыжок, который буду выполнять здесь и сейчас. Буду прыгать, пока получаю удовольствие. Конечно, хотелось бы поучаствовать в Играх - главном турнире четырехлетия для многих видов спорта. И финансирование нам точно улучшат, если хай-дайвинг станет олимпийской дисциплиной. Да, мне к тому времени будет 40 лет. Но если здоровье позволит, и если смогу пройти отбор в сборную России – то почему бы не выступить в Париже на дебютных для нашего вида спорта Играх? Травмы с возрастом у меня случаются реже, потому что опыт позволяет избегать ошибок. Но если все-таки бывают, то заживают дольше, чем в юные годы.
Кстати, старший мой сын - еще дошкольник, но понемногу уже занимается прыжками в воду. Когда у меня есть время, то тренирую его я.