
Когда Высоцкий писал песню про лайнер, который в Бермудском треугольнике погряз, он едва ли мог вообразить, что в островном офшоре «погрязнет» почти весь наш гражданский воздушный флот.
Сегодня на 740 бортах наших авиаперевозчиков отсутствует родная сердцу аббревиатура RA. Обычных пассажиров это едва ли волнует, а вот знающие люди с каждым годом тревожатся все сильнее. По данным Росавиации, только из-за регистрации самолетов в реестрах офшоров российский бюджет ежегодно теряет как минимум 50 млн долларов.
Винить ли в этом руководителей компаний, большой вопрос. Они ведь пересаживали экипажи и нас, пассажиров, в боинги и эрбасы не от хорошей жизни и с ведома правительства. Которое считало, что регистрировать гражданские самолеты в офшорах менее хлопотно. Мол, пусть Бермуды отвечают за все.
Сегодня наши авиационные власти встрепенулись: налицо зависимость от заграницы! Росавиация уведомила компании перевозчиков о решении, запрещающем регистрацию самолетов в реестрах за границей. Правовой акт вступит в силу с 2023 года. Под действие новых ограничений подпадут самолеты, ввезенные после 31 декабря 2022 года.
«Но никто не гарантирует, что к тому времени мы сможем летать за границу на cуперджетах и МС-21, — говорит наш эксперт, бывший замминистра ГА СССР Олег Смирнов. — Перевозчики из-за запрета не смогут взять новые лайнеры в лизинг и будут приобретать самолеты на вторичном рынке. Нашим чиновникам от авиации следовало прежде подогнать нормативно-правовую базу оформления перевода самолетов в госреестр под стандарты иностранных лизингодателей да не забыть привести в соответствие нормы летной годности. Без этого воздушное судно, оказываясь в госреестре России, выпадает из международного поля».
Я позвонил в одно из прославленных КБ. Имя называть не стану, поскольку на предприятиях настойчиво рекомендуют не общаться с прессой. «Мы столкнулись с безнаказанностью, когда никто не ответил за развал авиастроительной отрасли, — подытожил мой собеседник. — Эту проблему одними запретами не решить!»