- Игорь Каверин - вполне типичный наш пациент, - говорит Эркен Иманбаев, доктор медицинских наук, член Международной организации психического здоровья ООН. - С пяти лет рос без отца, с мамой и бабушкой. Когда чуть подрос (ему было 13 лет), мама уехала на заработки за границу. Ребенку обеспечила бесперебойное общение с Интернетом - чтобы меньше по улице шатался. И бабушка была довольна - после школы сидит дома, не хулиганит. А Игорь быстро увлекся игрой "Contre strike" - играют в нее несколько человек в режиме on line. Но доступ к игре - платный. Сначала мальчик просил у бабушки деньги, потом начал уносить из дома мамины колечки, потом продал велосипед... В школу ходить перестал. Бабушка ругалась, но терпела. А когда мама вернулась и привела к нам 15-летнего подростка, было уже поздно. Мы обнаружили бледного угрюмого мальчика, который способен говорить только про игру. Врачи пытались меняться ролями, подключать к лечению других пациентов (иногда влияние сверстников помогает сломать барьер отчуждения). Кино, молодежная музыка, общение с девушками, тем более учеба - все его раздражало. Побыл у нас неделю, то молчал мрачно, то рвался домой к компьютеру, грозился выброситься в окно. Пришлось его отпустить. Как врач понимаю: мы не смогли помочь Игорю, потому что интернет-зависимость начала формироваться у него рано - в 11-12 лет.
Недавняя новость поразила: 12-летний школьник скончался от инсульта, просидев больше 10 часов за компьютерными играми. Длительное общение с компьютером и многочасовое "сидение" в интернете может спровоцировать обострение болезней, вплоть до инсультов и сердечных приступов. Но даже это - не самое страшное.
МАУГЛИ ЖИВЕТ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ
- Вам известен "синдром Маугли"? Психологи знают: если ребенок вырос среди зверей (а такие случаи были во многих странах), его практически никогда не удается вернуть в общество людей, - говорит Эркен Иманбаев. - У нас года два назад писали о мальчике, который жил в стае собак. Потом с ним работали лучшие врачи - и почти ничего не смогли сделать. Потому что мозг, сознание формируется в детстве. И я уверен: вот такие "дети-собаки" формируются сегодня в интернет-сети. Каждый день родители приводят к нам в клинику человек пять таких пациентов. А первые подобные больные появились в 2003 году. Тогда у нас были распространены только самые простые игры. Но уже появились мальчишки-старшеклассники, которые часами об этом говорили, причем так, будто сами были членами банд, убивавших друг друга. Мы отслеживали судьбу этих подростков. Кто-то из них мог потом стать программистом, но при этом они не взрослели. Развитие души и интеллекта остановилось на том уровне, где их застал компьютерный бум, они превратились в приложение к экрану и клавиатуре компьютера.
СЕТИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
В Южной Корее всеобщий доступ населения к интернету превратился в одну из главных целей государства. В этом видят залог прорыва общества к информации, образованию, самым высоким мировым технологиям, которые обеспечат бурное экономическое развитие страны. А потому в Корее даже принят отдельный закон, предусматривающий комплекс мер для достижения этой цели. Специальное агентство (KADO) разрабатывает программы, которые помогут приобщить к сети людей всех возрастов независимо от степени их грамотности. Особые приспособления и программы обучения разработаны даже для незрячих и инвалидов с нарушениями движения. В 1996 году интернетом в стране пользовались менее 2 процентов населения, а в 2004 году - более 70 процентов. Сейчас "неохваченными" остались в основном пожилые корейцы. И уже в 2002 году в Корее появляется Центр по предотвращению и лечению интернет-зависимости (сейчас он входит в структуру KADO). Потому что очень быстро стало ясно: бесспорные преимущества, которые дает "интернет-доступность", неотделимы от многих опасностей.
- За прошедшие годы мы успели понять, насколько серьезна эта проблема, - сказала мне Янмин Пак, один из ведущих специалистов Центра. - В группе риска прежде всего дети и подростки от 9 до 19 лет. Они не вылезают из сети часами. По опросам, около 80 процентов проводят больше всего времени просто "блуждая" по сайтам и форумам, интернет-игры - на втором месте по популярности. Интернет-зависимость - сложнейшее явление, оно во многом связано с отношениями в семье. Но суть в том, что ребенок стремится добиться в игре успеха, которого ему не хватает в реальной жизни, ищет в интернете утешения, которого не нашел у близких людей. Мы открыли даже специальный лагерь за городом, где подростка учат просто тому, как провести день без компьютера, чем его заполнить. Но важнее всего ограничить период нахождения в интернете. Максимальное допустимое время - около трех часов в день.
- Я убежден, что по воздействию на человека интернет неизмеримо страшнее наркотиков, - считает Эркен Иманбаев. - Мои корейские коллеги считают, что у тех, кто страдает зависимостью, обычно проблемы в семье. Я не согласен с этим. В группе риска - практически все дети, знакомые с компьютером. Ребенок - любой! - впитывает все подряд, он еще не умеет оценивать и выбирать, он просто впитывает информацию. Вся система ценностей, которая только начала формироваться, мгновенно рушится. У наркомана рано или поздно наступает ломка, боль, страдания. У геймера - никогда. Наконец, чтобы добыть наркотик, человеку приходится общаться с другими людьми. Он обманывает, попадает в тюрьму - но все же существует в реальном мире. У ребенка всегда существует проблема становления личности, поиска ответа на вопрос, кто он. Теперь он может найти все ответы в игре "on line"! Главное - пройти все уровни - и ты состоялся, ты успешен! Ребенок больше не познает жизнь, он учится проходить уровни игры.
- Что важнее, что опаснее - само время нахождения в сети, или содержание игры, насколько она агрессивна, жестока?
- Ни то, ни другое. Главное - КАК ребенок себя ощущает. Если он там реализуется, ему ТАМ, в виртуальном мире комфортнее и радостнее, чем в реальной жизни, - это страшно.
А ТРАВА-ТО - ЗЕЛЕНАЯ!
- Доктор, мы нарисовали весьма мрачную картинку, прямо-таки чума на дворе. А спасение возможно?
- Возможно. Есть такое скучное слово "профилактика". В 4-5 лет идет формирование личности ребенка. Значит, уже в детском саду нужно в игровой форме объяснять самые простые вещи про компьютер и интернет, что они могут принести и пользу, и вред. И далее вести эту работу на всех этапах обучения. Мой собственный ребенок уже в семь лет знал, что есть наркоманы, которые варят вредную травку. Сейчас ему 12 лет, и он все знает про интернет - и хорошее, и плохое. Я терпеливо объяснял ему: "Ты привыкаешь убивать людей на экране. Потом тебе захочется убить живого человека". Он понял. Сын ходит на компьютерные курсы. Но дома есть жесткое ограничение: два часа у компьютера. Он может сам выбрать, что это - "путешествие в сетях" или компьютерные игры. Но время не меняется. После 18-19 лет он сможет сам себя контролировать, а пока - жесткое ограничение.
- Сами процессы лечения наркомании и интернет-зависимости похожи?
- Не во всем. Наркоман ищет новых ощущений, но все же возвращается в реальность. А "геймеру" приходится открывать заново весь мир, как человеку, который все забыл. Мы объясняем ему: "Это трава - она зеленая. А вот камень. А это люди разговаривают, иногда они ссорятся и мирятся". Или так: "Посмотри на этого человека и попробуй сказать, чем он тебе нравится - или не нравится. А теперь подойди и пожми ему руку. Что ты чувствуешь"? И оказывается, что уже много месяцев наш пациент не дотрагивался до руки человека. Он только на мышку нажимал... У него работали только глаза, а про запах дождя или вкус хлеба он давно забыл.
ИНОЕ МНЕНИЕ
Хасай Алиев, психолог:
- Конечно, сегодня существуют самые полярные мнения о роли и влиянии интернета и компьютерных игр. Нет сомнений, что в целом интернет помогает человеку расширять его знания о мире, становится бесценным источником информации и средством общения. Претензий в адрес слишком агрессивных компьютерных игр звучит много - и часто они справедливы. Но, безусловно, есть и развивающие игры, и специальные игры для детей с ограниченными возможностями. В нашей стране поставлена цель обеспечить компьютерами все школы без исключения - и это тоже прекрасно. Но, конечно, истина, как всегда, посередине. Интернет и компьютерные игры - это очень мощное средство воздействия на психику. И если речь идет о детях и подростках, то необходимы разумные ограничения, которые позволят уберечь формирующееся сознание ребенка от чрезмерного увлечения виртуальной реальностью.