Похоже, обе палаты российского парламента вступили в негласное соревнование по количеству скандалов. На выход с вещами выстраивается целая очередь из слуг народа.
Не успели утихнуть страсти вокруг зарубежной недвижимости депутатов Госдумы, как тут же из Совета Федерации пришли новости о сенаторах-миллиардерах с двойным гражданством. Вслед за этим скандалом – информационный «мячик» снова на поле Совфеда: оттуда доносится весть о том, что представитель Ленинградской области единоросс Андрей Молчанов покидает здание на Большой Дмитровке, поскольку вдруг избран председателем совета директоров компании «Группа ЛСР». По данным журнала «Форбс», состояние Молчанова оценивается в 1,7 млрд долларов.
И одновременно с этим депутат-«эсер» Дмитрий Гудков «разоблачает» ярославского сенатора Виктора Рогоцкого, который, по данным Гудкова, является членом совета директоров ОАО «Ярославская сбытовая компания». Тоже небедный человек – известно, что его компания перечислила в фонд «Единой России» как минимум 30 млн рублей.
Также в прессе появились данные, что тучи сгущаются над целой группой сенаторов, которых бог не обидел богатством. Среди них Вадим Мошкович, Сергей Бажанов, Сулейман Керимов, Дмитрий Ананьев, Виктор Пичугов, Андрей Молчанов и Андрей Гурьев. Все эти замечательные деятели являются совладельцами крупных бизнес-структур и тоже не обделены вниманием журнала «Форбс».
Интересная картина вдруг открылась российскому обывателю: в кого ни ткни перстом в нашем парламенте, обязательно попадешь либо в крупного бизнесмена, либо во владельца зарубежной недвижимости, а то и нескольких паспортов. Остается только догадываться, как все они оказываются в кресле сенаторов и депутатов. Не иначе как осчастливили население страны чем-то масштабным и общественно полезным.
Впрочем, шутки в сторону. Ведь если мы говорим про представительную власть, то кого именно они там представляют? Не похоже, чтобы население России состояло сплошь из владельцев заводов, пароходов и футбольных команд, однако среди «представителей народа» в обеих палатах таких людей непропорционально много. Особенно в Совете Федерации. Такое ощущение, что входные билеты туда продавались на каком-то аукционе.
Между прочим, напомню: именно Совфед является верхней палатой парламента, которая имеет право на такие серьезные решения, как изменение границ между субъектами РФ, объявление войны или чрезвычайного положения, использование нашей армии за рубежом, отрешение президента от должности, назначение судей во все высшие суды и аудиторов Счетной палаты...
Вы бы хотели, чтобы решение по объявлению войны принимали миллиардеры, чьи деньги и семьи уже давно находятся за пределами нашей страны? Или чтобы границы между российскими регионами устанавливали люди с израильским гражданством, как бывший сенатор от Бурятии Виталий Малкин, или с видом на жительство в Эстонии, каким обладает самарский сенатор Сергей Мамедов?
Много лет назад, когда в России снова появилось слово «сенатор», вокруг верхней палаты сразу возник некий флер. Все-таки, согласитесь, сенатор – это звучит. Тут веет то ли Древним Римом, толи, на худой конец, Соединенными Штатами. Правда, в Вашингтоне существуют совершенно прозрачные правила формирования сената: в отличие от президента, сенаторов там выбирают прямым голосованием – один штат, два сенатора. И эти люди реально представляют свои регионы, потому что, не будь они известными в штате личностями, они ни за что не пройдут прямые выборы.
У нас же после отмены губернаторских выборов ситуация с представителями субъектов Федерации в Совфеде стала просто анекдотичная. Посланцами отдаленных областей и республик вдруг стали люди, которые с трудом могли найти на карте «свои» регионы. Понятно, для чего в СФ стремились такие варяги с туго набитыми кошельками. Есть в статусе сенатора одно заманчивое положение: «Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей». Судя по всему, именно это положение заставляет небедных людей искать любые пути в Совфед.
Непонято только, какую выгоду от таких «посланцев» получали сами жители регионов. Судя по циркулирующим слухам, такое положение уже давно не устраивает ни сами регионы, ни Кремль. Неслучайно нынешним сенаторам дали срок до 1 июля, чтобы задекларировать все свои активы и определиться, что для них важнее – бизнес или работа в Совете Федерации. Можно, правда, попытаться и совмещать, как раньше. Но что-то мне подсказывает, что чем дальше, тем хлопотнее будет это делать. Осталось только найти ответ на вопрос: если не они, то кто?