Многие россияне отмечают явную несправедливость в оплате труда — несоответствие объемов работы и ответственности размеру зарплаты, в первую очередь у педагогов и медработников. Об этом говорит опрос сервиса по поиску работы SuperJob. Почему же в стране по-прежнему недооценивают представителей столь нужных обществу профессий? Кого еще можно добавить в список обиженных?
Павел Кудюкин, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», в 1990-е годы замминистра труда
— И учитель, и врач остаются недооцененными специалистами, несмотря на майские указы о выведении зарплат на планку средних по регионам. При этом умалчивается, что людям за эти деньги приходится перерабатывать. Наш российский учитель трудится в среднем на 1,6 ставки. Похожая история с медиками, особенно с санитарками. История про стимулирующие выплаты и надбавки лукава: их можно платить, а можно и не платить по разным причинам. Еще более недооценены рядовые работники культуры — в библиотеках, ДК. Мы знаем о массовых сокращениях преподавателей вузов, очень часто научные работники и преподаватели оформлены по срочным трудовым договорам. Отсюда и падение общего уровня образования, культуры, науки, без чего невозможно развитие.
Олег Комолов, экономист
— Сейчас всюду наблюдается острый дефицит рабочей силы — в социальной сфере, промышленности, услугах, на транспорте... Миллион жизней унес коронавирус, СВО вытягивает из экономики работоспособных мужчин. Государство экономит не только на социалке (отсюда недооцененность труда врача и учителя), но и на науке. Зайдите в научные учреждения — там сплошь седые головы. Нужна, конечно, долгосрочная стратегия в экономике и социальном секторе, но у государства сегодня иные приоритеты — геополитические.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Труд в России вообще недооценен. Я не понимаю, почему у нас такой разрыв с зарплатами в странах Евросоюза и даже с Прибалтикой. Это странно. На мой взгляд, отношение к трудовому человеку недопустимое. Есть миф о дефиците кадров. Но смотрю объявления о работе и вижу: например, тот же сталевар в цеху явно недооценен, получает деньги, не адекватные своему тяжелому труду. Заступлюсь и за адвокатов. У нас как в шоу-бизнесе: первые в отрасли имеют все, вторые — кое-что, а третьи играют в ресторане за еду и чаевые. Сейчас в дамках те, кто присваивает добавочную стоимость и чувствует себя вольготно. В первую очередь это сектор финансового капитала. А люди труда перебиваются как умеют. В моей родной Электростали маркетплейс построил склады. Врачи, учителя и работники атомного завода уходят туда: на складе можно «поднять» и до 200 тысяч, а ответственности минимум.
Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель», Нижегородская область
— Воспитатели и учителя — действительно очень недооцененные работники. В последние годы зарплаты педагогов росли, но ценой перегрузок. При норме 18 часов мой коллега в Подмосковье трудится 33 часа, зарабатывая около 80 тысяч. Грубо говоря, это труд за троих. Впрочем, заступлюсь не только за учителей. Возьмите работников сетевых магазинов: адский труд, свирепая система штрафов. Тяжелейшие условия работы и на складах, которых все больше, там каждый рубль полит потом. Зато явно переоценен труд чиновников, бюрократов.
Валентина Зырянова, учитель математики
— Я педагог в третьем поколении, в школе работали мои мама и бабушка. Никто из них не купался в роскоши, но уровень зарплат в школе в 1970-х позволял учителю жить на достойном уровне, не хуже других тружеников, рассчитывать на приличную пенсию. И, что немаловажно, учитель в нашем городке всегда пользовался уважением и авторитетом, а сейчас это в прошлом. Нынешние педагоги перерабатывают, да еще трудятся с оглядкой: за каждым словом и жестом пригляд, чуть что — так ославят в соцсетях, что хоть беги. Я не жалуюсь, детей и работу свою люблю, но такова суровая правда нынешней жизни.