За четыре дня министр финансов Антон Силуанов должен свершить невозможное. Придумать, как дать регионам кредиты на расплату по прежним долгам, чтобы федеральный бюджет вернул недоимки по новым заимствованиям. И не пытайтесь разобраться в абракадабре финансовых отношений российских регионов с федеральным центром — все равно не получится. Хотя, по сути, все просто.
На прошлой неделе президент Владимир Путин поручил правительству и регионам добиться роста реальных доходов населения в субъектах с экономическими показателями ниже среднестатистических. «Обеспечить реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития регионов с уровнем социально-экономического развития ниже среднероссийского и достижение конкретных целевых результатов в виде опережающего роста реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал», — сказано в поручении.
В список вошли Адыгея, Республика Алтай и Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тува, Чувашия, Курганская и Псковская области. А поднимать доходы населения у этих субъектов нечем — налоговых сборов никогда не хватало, а теперь особенно, ибо собственные бюджеты — в долгах как в шелках...
Ситуация аховая не только в перечисленной десятке отстающих. В благополучном Кузбассе с населением 2,634 млн человек бюджетный долг — 61,8 млрд рублей, по 23,5 тысячи на каждую душу, включая грудных младенцев. В богатом по российским меркам Татарстане объем госдолга вырос до 40% к собственным доходам. Госдолги Мордовии в 1,8 раза выше ее бюджета, а удмуртские составляют 80% от суммы всех доходов региона. Причем займы идут на коммерческих условиях, а это дорого. И чем больше денег уходит на обслуживание кредитов, тем меньше остается на развитие. Дошло до того, что глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил о рисках «долговой пирамиды» в субъектах, которые вынуждены занимать не на перспективные проекты, а на «ежедневный прокорм» — покрытие текущих расходов. «Дефицит бюджетов — это дыры в экономике. По итогам прошлого года в 51 субъекте упали инвестиции и промышленное производство, в 75 снизились реальные доходы населения, — констатирует эксперт рынка труда Наталья Зубаревич. — Долговая нагрузка в большинстве регионов и до пандемии была высокой, и основная ее часть накоплена в ходе выполнения «зарплатных» майских указов 2012 года».
Президент Путин уже подверг критике губернаторов, вогнавших свои территории в «долговую ловушку», и пообещал поместить их самих в «ловушку соответствующую». Следом премьер Михаил Мишустин приказал главе Минфина Антону Силуанову «в кратчайшие сроки решить проблему с долгами регионов, которые оказались максимальными за последние 10 лет». В том числе представить предложения о том, как реструктурировать кредиты, выделенные губернаторам из федерального центра. Срок — четыре дня, на два дня меньше, чем Господу потребовалось на создание неба и земной тверди, наполнения грешного мира тварями чистыми и нечистыми, включая создание венца творения — человека.
Добавим, что дыра в региональных бюджетах зияет: по итогам 2020 года суммарный дефицит составил 677 млрд рублей и в абсолютных цифрах стал максимальным за 14 лет. А еще Минфин с гордостью сообщает, что дыра могла бы быть в 6,5 раза больше, если бы не трансферты из федеральной казны — в прошлом году они составили 3,776 трлн рублей. То есть Центр добрый — он поделился. А регионы-транжиры тратили больше, чем зарабатывали. Но...
У Центра, как известно, своих отдельных денег нет — вся российская казна наполняется из регионов, которые получают лишь 46% от налоговых сборов, а остальное идет в федеральный бюджет. Далее правительство, которое понимает, что отняло «с избытком», кое-что возвращает назад в виде дотаций на выравнивание бюджетов, субсидий и субвенций под конкретные проекты и т. д. Результат плачевный. И не потому, что налоги делятся «неправильно», — мол, нужно оставлять регионам не 46%, а, допустим, 60% доходов. Беда в том, что наша держава не только «богатая страна бедных людей», но и «богатая страна бедных регионов»: из 85 субъектов РФ ныне лишь 13 считаются недотационными, то есть живущими на «собственные средства». Это Калужская область, Свердловская область, Московская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Татарстан, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Hенецкий АО, Сахалинская область.
И такая картина наблюдается из года в год. В Европе, США, Японии центральные правительства делают все возможное, чтобы регионы лучше развивались, больше зарабатывали, становились экономически самодостаточными. Почему же российские регионы не богатеют, что и кто конкретно им мешает?
Боюсь, за четыре дня никому из смертных не найти ответа.