Могу бесконечно смотреть на огонь, воду, звезды и... на актрису Викторию Исакову на киноэкране. Особенно, когда она играет женщину умную, красивую, сильную, стильную. Но и слабую, циничную, несчастную, истеричную, пьющую горстями антидепрессанты и фужерами алкоголь. Своими руками разрушившую отношения с мужем, любовником, матерью, сыном. Словом, такую, какую она сыграла в фильме «Лунатики», ставшем хитом кинофестивалей «Новый сезон», «Окно в Европу», «Зимний».
Фильм в эти дни выходит в широкий прокат, а затем появится на платформе «Иви». Поставил его известный режиссер Юрий Мороз, он же любящий муж актрисы, что хорошо видно по «Лунатикам», где он дал сполна развернуться драматическому, трагедийному таланту своей жены. Сама Виктория, сыгравшая одну из лучших ролей в своей биографии, выступила еще и сопродюсером фильма — это ее дебют в новом качестве.
Юрий Мороз уже несколько десятилетий снимает для ТВ рейтинговые сериалы («Каменская», «Апостол», «Инквизитор», «Угрюм-река»). А для большого экрана и, подозреваю, для души он снимает преимущественно серьезное авторское кино, как, например, фильм «Точка», где в свое время на съемочной площадке встретились дочь Юрия Мороза Дарья и его новая жена Виктория Исакова. Впрочем, назвать режиссера сторонником заунывных артхаусных головоломок я бы не рискнул. Он всегда думает о том, чтобы увлечь массового зрителя не только своими идеями, но и яркой формой, динамичными, увлекательными сюжетами.
«Лунатики», сценарий для которых Мороз написал для себя сам, начинаются то ли как детектив, то ли как фэнтези. В первых кадрах некие люди похищают молодого отвязного рэпера Никиту (Степан Белозеров) на глазах у его беременной возлюбленной (Даша Верещагина). И вот вчерашний кумир экзальтированной молодежной публики уже оказывается в секретной клинике, обмотанный бинтами и проводами, присоединенными к компьютеру. Оперативник (Алексей Филимонов), которому поручено найти следы исчезнувшего молодого человека, по очереди допрашивает фигурантов и свидетелей случившегося, в том числе, театрального режиссера (Алексей Агранович), виртуозно инсценировавшего похищение.
Постепенно выясняется, что в пропаже Никиты замешана его мать Рената. Это она, состоятельная бизнес-леди, организовала и проплатила эту «спецоперацию». В молодости Рената делала карьеру, любилась и разводилась с мужем (Алексей Розин), затем нашла более молодого сожителя, незадачливого поэта (Дмитрий Чеботарев), с которым спит «для здоровья». В итоге пропустила момент, когда потерялась душевная близость с сыном. Когда-то трепетный, как все дети, он в последние годы стал неуправляемым, а со временем подсел на наркотики. Дело зашло слишком далеко, обычная терапия уже не действует. Запоздало осознав размеры бедствия и стараясь спасти сына от окончательного разрушения, Рената в качестве крайней меры решается на рискованный медицинский эксперимент...
С ее согласия некий профессор-психиатр с помощью компьютерных технологий стирает, как ластиком, характер, личность, память ее сына. И тем самым «перезагружает» судьбу Никиты, дает ему шанс на другую жизнь: с новым паспортом, новой родословной, новой сферой деятельности. Но взамен Рената обязана отказаться от прав на свое материнство. И даже при случайной встрече она не должна показать вида, что знает сына — иначе прошлое может вернуться к нему вместе с его старыми дурными привычками и фобиями.
Так фильм, начавшийся, как увлекательно-развлекательное зрелище, выруливает на целый ряд серьезных социально-психологических проблем. Тут тебе и вечная проблема отцов и детей, вернее, одиноких матерей и их зачастую неприкаянных детей. Тут тебе и зависимость части нашей молодежи от различного рода стимуляторов и допингов, которая приобрела в последнее время пугающие масштабы. Тут тебе и коррупция, которая «кое-где у нас еще порой» имеет место быть. В том числе, в медицине и правоохранительных структурах, что особенно тревожно.
Но едва ли не сильнее прочих звучит в фильме проблема границ научной этики: допустимо ли насильственно «исправлять» человека без его желания и даже ведома? А вдруг в результате медицинского эксперимента новая жизнь пациента окажется еще сложнее, драматичнее, а то и короче прежней? Вдруг ему придется лишать жизни других людей? Намек на это содержится в мощных финальных сценах фильма, от которых буквально мороз (да простит меня Юрий Мороз за эту игру слов) продирает по коже.
Разумеется, я вам не раскрою финал этого фильма. Его надо увидеть своими глазами на экране и сполна прочувствовать, пережить. Не скрою, «Лунатики» — фильм неровный, со сбивчивым дыханием. Но даже если он покажется вам чересчур запутанным, переусложненным в первой половине, то Виктория Исакова, ближе к концу сыгравшая современный вариант древнегреческой трагедии, и мощный финальный аккорд фильма искупят ваше терпение. Во всяком случае, на фестивале «Зимний», где я посмотрел «Лунатиков», финальные титры фильма утонули в горячих овациях.