Музыкант-авангардист, звуковой художник и перфомансист Петр Айду, запомнившийся выставкой-концертом в Политехническом музее, где его заботами ожили оригинальные шумовые аппараты МХАТа 1920–1950 годов, вновь придумал необычный проект. Это цикл программ «Re-Конструкция» в театре имени Наталии Сац, стартовавший с редко звучащей в России, но культовой в США партитуры композитора, лауреата Грэмми и Пулитцеровской премии Джона Лютера Адамса «SILA: Breath of the world» («SILA: Дыхание мира»).
Произведение знатока этники Адамса — это звуки природы (ветер и шторм), то есть сила, в единении с которой выступает человеческий разум. Толчком для воображения композитора послужила эскимосская культура Аляски. По задумке автора, партитура исполняется без дирижера, да его и сложно было бы здесь себе представить: музыканты, поделенные на несколько групп, — духовые, ударные, струнные, вокал — располагаются в большом открытом пространстве и по своему усмотрению исполняют любой из предложенных композитором музыкальных фрагментов. Зрители свободно перемещаются по пространству, в данном случае — просторному зрительскому фойе театра.
— Обращение к этому произведению — продолжение и развитие традиций, заложенных Наталией Сац, — рассказал Петр Айду. — Мы выросли на ее пластинках, на «Путеводителе по оркестру» Бенджамина Бриттена, где она читает текст ведущего, «Пете и волке», созданном Сергеем Прокофьевым по ее заказу, где она также выступала в роли Чтеца. Для Наталии Сац была важна просветительская миссия искусства, и мы сегодня, обращаясь к современному произведению, создаем концерт-променад, новый «путеводитель» по симфоническому оркестру, побывав на котором, слушатели-зрители — и взрослые, и юные — смогут на расстоянии вытянутой руки увидеть музыкантов и музыкальные инструменты, проследить за их взаимодействием, погрузиться в самую сердцевину музыки«.
Автором проекта «RE-Конструкция» стал художественный руководитель Театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян. На протяжении всего театрального сезона в Ротонде и фойе Большого зала создатели проекта планируют исполнить произведения современной и старинной музыки, а также незаслуженно забытые сочинения ХХ века.
Пётр Айду — один из ведущих российских композиторов, пианистов и дирижеров поколения «до пятидесяти». В Московской консерватории его учителями были выдающиеся пианисты Лев Власенко и Дмитрий Сахаров, органистка Наталия Гуреева. Кроме того, Петр стажировался в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у Меникера и Коха. Его конек —необычные музыкальные и шумовые перформансы. Помимо упомянутой выставки в Политехническом это, например, танцевальная постановка R&J (по «Ромео и Джульетте» Шекспира) в ДК «Огнеупорщик» города Первоуральска, главный «музыкальный» инструмент которой — гигантская звонница, изготовленная тут же, на Первоуральском трубном заводе. Два года назад нашумела в буквальном смысле слова композиция Петра «Антропоценфония» (от слов «антропоцен», т.е.эпоха человека, и «симфония») в Школе драматического искусства, где музыканты, саунд-художники, звукорежиссеры, электронщики с помощью шумовых инструментов воссоздавали звуки реальных заводских цехов. А четыре года назад «Труд» писал об уникальной выставке в Музее Москвы, «персонажами» которой стали рояли и пианино, подобранные Айду и его единомышленниками со свалок. Помнится, при взгляде на еще покосившийся, хроменький, но уже играющий рояль комок подступал к горлу. Ведь спасти музыкальный инструмент — то же самое, что спасти живое существо: у него несомненно есть душа, имя которой — музыка.