Другие-то известные личности, умотавшие за кордон после объявления спецоперации, конечно, получили свой ушат общественного презрения, но через неделю про них забыли. А вот ситуация с Иваном Андреевичем, напротив, вышла чуть ли не на государственный уровень.
Эта история обросла множеством слухов и сплетен, иногда исходящих от знакомых нашего героя, но чаще — черт знает от кого. А старт ей был положен еще в середине февраля, когда в одном из выпусков авторской программы Иван принялся острить о политике. Вспомнив заявление старика Байдена о том, что «Россия нападет на Украину 16 февраля», он назвал дату крайне неудачной. Потому что 15-го Камила Валиева выступит в Пекине с короткой программой, а 17-го — с произвольной. «Может, перенести войну, Мить? — обратился он к соведущему. — Это ж не Олимпиада, там можно двигать даты». И предложил вернуться к вопросу лет через 700: «Дождемся, когда на нас нападут марсиане, и тогда мы все вместе, забыв про все, всей нашей дружной семьей объединимся с марсианами и нападем на страны НАТО». То, что в день выхода этого «Вечернего Урганта» казалось невинной шуткой, 24 февраля превратилось в пацифистскую декларацию. Дальнейшие события неоднозначны.
Вариант № 1. Узнав о том, что Первый канал на неопределенное время заменяет развлекательные программы на политические, Иван попросил у руководства отпуск. Получив который и отбыл с семьей в Израиль, что было, конечно, большой ошибкой. Отправься шоумен в Сочи, гладишь, никакого шума и не возникло бы. Плюс возможность получить кешбэк за отдых в родной стране. Нет, он отправился на Святую землю, куда, как назло, свалила большая группа наших непатриотично настроенных селебрити с Пугачевой и Галкиным во главе.
Вариант № 2. Ивана так заклевали за неуместный юмор, что он, подобно герою песни Галича, решил: «Мне теперь одна дорога, мне другого нет пути. Где тут, братцы, синагога? Подскажите, как пройти». Как бы то ни было своим отъездом не в то место и не в то время Ургант навлек на себя волну гражданского хейта.
Из телевизионной тусовки поползли тревожные новости: «Вечернего Урганта» больше не будет. На его месте появится другой проект, вести который предложено Гарику Мартиросяну. А сотрудников Ивана уже переманивает на СТС Тина Канделаки«.
Конечно, следовало бы отнестись ко всему философски. И тоже забыть. Но неожиданно за «беглеца» вступился Дмитрий Песков: «Я очень хорошо знаю Урганта, он большой патриот. У него может быть своя точка зрения». А пресс-секретарь президента, как известно, просто так ничего не говорит. Тут бы и поставить точку. Но с его словами не согласился Рамзан Кадыров: «Я и не знал, но, оказывается, чтобы стать патриотом своей страны, надо раскритиковать действия России, уехать за границу, причем громко и пафосно, создав шумиху вокруг персоны, а потом, когда политический градус противостояния упадет, вернуться обратно как ни в чем не бывало». После чего Песков счел необходимым уточнить свою позицию по вопросу патриотизма.
Вокруг вельможной перепалки разгорелась оживленная полемика, за которой, как выяснилось, внимательно следят заграничные «партнеры». Интерес российских зрителей к событиям вокруг Урганта вполне объясним. Наш герой, конечно, не великий актер, его телевизионное шоу состоит в основном из самопиара гостей, а шутки для ведущего сочиняет целая команда. Но он чертовски обаятелен. Любимец публики. Ну а эти-то что?
На взгляд депутата ГД Анатолия Вассермана, полемика между Песковым и Кадыровым стала возможна потому, что они из разных, условно говоря, тусовок. К какой ближе Ургант — понятно. А вот западные аналитики видят за спорщиками не какие-то тусовки, а настоящую российскую элиту. И довольно потирают руки, наблюдая за ее расколом. Мол, молодец русский Иван, стравил «башни Кремля».
Итак, Иван Андреевич уже в столице, активно занят устройством своих дел. Каких? Тут снова две версии. По одной — распродает имущество (ну, типа, особняк в «Горках-9» и апартаменты в «Москва-Сити»), чтобы, набив кошелек, переехать на ПМЖ в... Тбилиси. По другой — он провел переговоры с Константином Эрнстом о возобновлении авторской программы в обновленном формате.
В последнее верится, и вот по какой причине. Понятно, что, когда наступит мир, вернуть на главные кнопки былую роскошь, сделать вид, что ничего такого и не было, вряд ли получится. К тому же многие развлекательные шоу, временно изъятые из эфира, — лицензионные. Их — от греха подальше — надо на что-то менять. Сделать из «Первого» и «России 1» вторую «Культуру», «Спас» или «Мою Планету»? Народ не поймет. К тому же за десятилетия на каналах сколотилась устойчивая компания «своих», из «ящика» их и метлой не выгнать. Значит, джентльменский набор должен остаться тем же, но выглядеть по-другому. Превратили же разухабистое шоу «Привет, Андрей!» в благопристойное музыкальное ретро. Даже на «кровавом» НТВ появится научно-познавательная программа. Так что перспектива возвращения Урганта с новым проектом вполне реальна.
И последнее. Первый канал по выходным теперь показывает героическое кино: «Мертвый сезон», «Экипаж». Чтобы в общем контексте звучало актуально. Завтра, 9 апреля, зрителей ждут «Дни Турбиных». Интересно, как в этом самом контексте будет смотреться фильм, действие которого происходит в военном Киеве, а среди героев — русские офицеры, гетман всея Украины Павел Скоропадский и его немецкие покровители?..