Вездесущая Ксения Собчак со свойственным ей прямодушием назвала россиян, хранящих деньги в рублях, идиотами. Но таких у нас, как выясняется, полстраны, если не больше. Причем деньги эти хранятся не на банковских счетах, а дома, в укромных уголках. На 1 июля, как сообщает ЦБ, сумма наличных денег в обращении, находящихся вне банковской системы, составила 12,42 трлн рублей. Рост за последние четыре месяца — почти на 20%. Невероятные темпы!
Вот, для сравнения, как увеличивался этот показатель (цифры на начало года, данные ЦБ и Росстата): 2001 год — 0,4 трлн наличных, 2006-й — 2 трлн, 2014-й — 6,98 трлн, 2020-й, 1 июля — 12,42 трлн рублей.
Конечно, не все наличные оседают у населения. Как сказал мне один из крупных банкиров, 48-49% этих денег находится в кассах предприятий и организаций. Однако и в таком случае на руках нынче 6,33 трлн. Тоже слишком большая сумма, чтобы держать ее под матрасом.
На самом деле расклад другой. У половины российских семей, как показал свежий опрос, нет денег, а у миллионеров, что ясно и без опроса, избыток наличных. Очень богатых вынесем за скобки, это отдельный разговор. А в остальном реальная картина такова: у одних растут долги, другие семьи начали хранить дома солидные суммы. По оценкам, в среднем 200-250 тысяч рублей. Рискованно? Конечно: ворам раздолье. Но связываться с банками тоже невесть какая гарантия спокойствия.
Даже граждане, доверяющие банкам, стали чаще размещать вклады не на привычный депозит (на полгода, год или два), а до востребования, то есть практически без процентов. Почему? А чтобы можно было забрать свои деньги (мало ли, вдруг введут какие-то ограничения на срочные вклады). Вот и Центральный банк о том же: «Под влиянием временного увеличения неопределенности относительно перспектив развития макроэкономической ситуации... заметно возросло значение депозитов до востребования. По этой же причине сохранялся и нетипично высокий для последних лет спрос на наличные деньги».
Еще несколько лет назад лишь каждый пятый гражданин, имевший сбережения, предпочитал наличные. Сегодня так поступает каждый второй-третий. Вдумайтесь: 6,33 трлн наличных рублей на руках — это примерно четверть валового внутреннего продукта всей России в первом квартале 2020-го. Почему же миллионы россиян вдруг «ушли в нал»? Причины известны финансистам. Граждане держат дома большие суммы наличных во времена масштабных кризисов, когда падает доверие к банковской сфере, к власти, когда воцаряется неуверенность в завтрашнем дне. В таких случаях многие считают, что спокойнее иметь банкноты под рукой.
Вот данные Росстата. Резко сократился грузооборот транспорта и объем розничной торговли. Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций превысила к началу лета 4 трлн рублей. А доля убыточных организаций поднялась до 36%. Это ли не приметы масштабного кризиса? В июле общероссийский соцопрос (в 462 городских и 286 сельских населенных пунктах 82 субъектов РФ), проведенный по заказу ЦБ, показал: половина россиян жалуются на рост расходов. И каждый второй при этом отметил снижение доходов. Опять же каждый второй опрошенный сообщил о наличии в семье какого-либо кредита. А каждый четвертый обращался за любым видом заемных средств, включая и микрокредиты, и долги знакомым. В долги залезали потому, что деньги нужны были как воздух. Многие оказались в критическом положении. «У 7% имеющих кредит доходы снизились практически до нуля, у каждого восьмого — более чем наполовину, — подчеркивают социологи в отчете. — А каждый пятый не только потерял доходы, но и испытывает трудности с выплатами». Сумма кредитов, выданных россиянам в банковском секторе, превысила в июле 18 трлн.
Еще одна серьезнейшая проблема — расширение масштабов безработицы. Судя по результатам опроса, «лишних» людей в стране во время эпидемии стало намного больше, их численность увеличилась почти вдвое. «Безработица переходит в хроническую фазу», — говорится в отчете.
Таковы сегодняшние реалии. Пандемия стала водоразделом между прежней жизнью и новой — неуютной, наполненной неуверенностью, новыми трудностями, проблемами и запретами. В этой обстановке миллионы россиян, не доверяя никому, пытаются оставить дома хоть какую-то наличность — спасательный круг. Вот только далеко ли на нем выплывешь в жестокий шторм? По мнению экономистов, заполнение домашних кубышек — весьма тревожный симптом.