Про знаменитое послевоенное турне московского «Динамо» на Британские острова с двумя победами, двумя ничьими и разностью мячей 19:9 знают многие болельщики, о том событии немало написано и снято. В тени его остаются международные матчи наших футболистов, сыгранные за год до Победы. А ведь в их числе и выигрыш у лондонского «Арсенала» в Тегеране в мае 1944 года.
А началось все с предложения шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви провести в Тегеране в конце весны 1944 года футбольный турнир с участием команд трех государств — Ирана, СССР и Великобритании. Вызов был принят, подготовка началась. Договорились: турнир пройдет по круговой системе с участием четырех команд. Хозяев представляли два ведущих клуба — «Дирай» и «Туран», СССР — команда 131-го отдельного мотострелкового полка погранвойск НКВД, ну а Великобританию — лондонский «Арсенал». Для победителей турнира был учрежден Кубок из чистого серебра весом почти 3 кг.
131-й полк с осени 1943 года находился в Тегеране, куда был переброшен для обеспечения безопасности работы конференции лидеров трех стран антигитлеровский коалиции. В нем тогда служили известные советские спортсмены, в том числе футболисты-динамовцы Василий Смирнов и Владимир Гринин. Проблем в товарищеских поединках, сыгранных с местными командами за время службы, у наших не возникало: из 34 матчей они победили в 30, два свели вничью и только два проиграли. Причем «Турану», будущему сопернику по «шахскому» турниру. А тут еще новость: в Тегеран из Лондона летит легендарный «Арсенал»!
В общем, командир полка Герой Советского Союза подполковник Никита Фадеевич Кайманов решил вызвать подкрепление из Москвы. В срочном порядке в иранскую столицу были направлены Всеволод Бобров, Сергей Соловьев, Константин Бесков и Алексей Хомич — игроки московских клубов, будущие герои британского турне «Динамо».
Турнир начался 27 апреля и вызвал огромный интерес у местной публики. Сначала советские футболисты разобрались с «Дираем» — 3:0, затем вернули должок «Турану» — 4:1. Однако и «Арсенал» на пути к финалу уверенно одолел оба иранских клуба. И вот 19 мая 1944 года, решающий матч.
«Арсенал» сразу же осадил ворота советской команды, вратарь Хомич крутился как белка в колесе. Переломным моментом стал отраженный Хомичем в конце первого тайма пенальти. После перерыва наши провели несколько острых контратак, одну из которых завершил точным ударом Константин Бесков. Несмотря на отчаянные усилия канониров, счет 1:0 сохранился до финального свистка. Шах Ирана, присутствовавший на матче вместе с супругой, поздравил победителей и вручил им Кубок (который ныне хранится в Музее погранвойск в Москве).
Следующей встречи с англичанами пришлось ждать недолго. И окутана она была атмосферой таинственности. Летом 44-го по Москве поползли слухи: в нашу столицу прибыла английская команда, которая проведет встречу с советскими футболистами. Но где, когда, с кем именно? Тишина — ни афиш, ни объявлений по радио. За таинственностью скрывалась банальная перестраховка. Спортивные чиновники опасались проигрыша с политическими выводами. Посовещавшись с партийным руководством, они решили матч, уже согласованный с англичанами, не делать ни официальным, ни товарищеским, а объявить его тренировочной спарринг-игрой с московской командой «Крылья Советов». Но, как водится, усилили ее футболистами из других столичных клубов...
Вот что рассказывал «Труду» спустя десятилетия участник того «таинственного матча», один из «мобилизованных» в «Крылья» из ЦДКА выдающийся футболист, а впоследствии и тренер Валентин Николаев:
— Англичане хотели видеть своим соперником именно ЦДКА — клуб, представляющий армию. Но наше руководство встревожилось не на шутку: а если проиграем? Как это будет звучать на весь мир: Советская армия потерпела поражение. Вот и решили выставить против родоначальников футбола «Крылья Советов». А на усиление направили несколько игроков из других клубов, в том числе из ЦДКА: Александра Прохорова и меня. Впрочем, и в составе «Крылышек» были сильные игроки — Петр (Пека) Дементьев, Сан Саныч Севидов.
По ходу подготовки на каждую тренировку приходили люди с большими погонами или в штатском, накачивали: вы же понимаете, как важна победа над союзниками, не вздумайте проиграть! Будто они собирались «сдать» игру британцам. Из тех же соображений — как бы чего не вышло! — матч проводили при пустых трибунах стадиона «Динамо». По спецпропускам было позволено пройти только высокопоставленным работникам и британским журналистам (наших пустили двоих-троих).
В начале матча хозяева даже не сразу обратили внимание на странный вид соперников: этот не в бутсах, а в солдатских ботинках, а тот и вовсе с неспортивным брюшком. Однако британцы едва ли не первым же касанием мяча дальним ударом забили гол...
— Мы опешили, но быстро пришли в себя, и все стало на свои места, — продолжал рассказ Николаев. — Матч закончился со счетом 19:1 в нашу пользу. И только потом выяснилось, что та английская команда состояла в основном из работников посольства и журналистов, трудившихся в Москве, хотя ее и усилили тремя-четырьмя футболистами, прилетевшими накануне матча. Вот и получилась не игра, а избиение...
— А что касается вопроса, почему осенью 1945 года послали в Англию не ЦДКА, а «Динамо», так бело-голубые были не менее достойны такой чести, — признавал Валентин Николаев. — Мы в 1945-м выиграли Кубок СССР, а они — чемпионат страны. И на полях Британии динамовцы выглядели очень достойно. А мы в это время успешно сыграли против лучших югославских клубов на их полях — три победы и ничья. И хотя по ряду причин наше турне в советских СМИ гораздо меньше освещалось, чем динамовское в Великобритании, в матчах на Балканах уровень игры был показан не ниже, чем на Альбионе. ЦДКА усилили Василием Соколовым из «Спартака» и теми же Севидовым и Дементьевым из «Крыльев», а в составах югославских клубов нам противостояли парни, которые в 1948-м стали серебряными призерами лондонской Олимпиады, на которую допускали и профессионалов...
Кстати
Напомним: сразу после того, как отгремели победные залпы в Вене, состоялись футбольные матчи команд из стран союзниц — ныне забытые. Планировалось, что в один из воскресных дней сборная группы советских войск в Австрии проведет встречи с английской и французской армейскими командами. Но за пару дней до этого футбольного уик-энда из Будапешта в Вену по распоряжению маршала Конева прилетел Анатолий Тарасов, знаменитый впоследствии хоккейный тренер. Ему поручили готовить советских футболистов к венским матчам. И Тарасов с присущей ему энергией и смекалкой приступил к выполнению поставленной командованием задачи. Первое, что он предложил сделать, — не пороть горячку и не проводить матчи в один день. Сказано — сделано. Сначала в середине недели были посрамлены французы — 8:1, а в воскресенье досталось на орехи и англичанам — 5:2!