Майские каникулы — сплошной праздник живота: затянувшееся разговление, открытие дачно-шашлычного сезона, бесконечные застолья по поводу и без. Горы еды съедаются, и такие же горы идут в отходы — в праздники у нас принято накрывать столы с избытком, демонстрируя изобилие напоказ. И тут-то подоспело сообщение из Китая, где владельцам ресторанов, столовых и кафе, по сути, разрешили штрафовать своих клиентов, если те оставили еду на тарелке.
Законопроект, который готовятся принять депутаты Всекитайского собрания, направлен против расточительства продуктов. Конечно, взыскивать за выковырянный из салата лук никто не будет — речь идет о «чрезмерном количестве остатков еды». С посетителя, не доевшего заказанное блюдо, возьмут деньги вроде бы как в счет оплаты расходов заведения на утилизацию. Тарифы должны быть указаны прямо в меню.
Заодно в Китае требуют повысить плату за отдельные комнаты в ресторациях, поскольку именно там клиенты очень часто заказывают блюд больше, чем могут съесть. А тем, кто работает на доставку готовой еды, предложили систему поощрений от государства за уменьшение порций при расширении продуктовой линейки.
Китай, где недавно было объявлено о победе над бедностью, демонстрирует разумный подход к поведению человека за столом. Будь умеренным, не переводи добро в отходы, не забывай о голодных.
Кстати, по данным ООН, с начала эпидемии коронавируса число людей в мире, которым в буквальном смысле грозит голодная смерть, удвоилось и достигло 270 млн человек. И еще цифры для размышлений: в ближайшие 30 лет население планеты увеличится на треть.
Если вспомнить, что у нас в России десятками тонн уничтожают санкционные сыры, фрукты и прочие продукты питания, то можно подумать, что мы живем на острове изобилия. Но не обманчива ли эта картинка?
По данным Росстата, 17,8 млн человек в стране имеют доходы ниже прожиточного минимума. Да и на сам минимум выжить невозможно, что неоднократно доказано мужественными добровольцами-испытателями. Согласно соцопросу, россиянину требуется 24,6 тысячи рублей в месяц, чтобы обеспечить минимальное существование — это когда жизнь едва теплится. Если ориентироваться на эту цифру, то за чертой бедности окажется почти половина населения РФ.
А есть еще проблема качества еды. Да, новые требования к маркировке обязали производителей указывать на этикетке «сметанный продукт» вместо «сметана». Но далеко не у всех сограждан есть возможность выбрать продукт подороже и понатуральнее — многим приходится довольствоваться пальмовым маслом и химическими наполнителями, лакомиться пластилиновыми сырами.
За семь лет рубль по отношению к доллару и евро скатился больше чем вдвое. А в качественном сыре из натурального молока до 85% себестоимости составляют валютные расходы. Потому что для молочных ферм требуется высокотехнологичное импортное оборудование, для коров — корма, которые выращиваются преимущественно из импортных семян, импортные витамины и удобрения, импортные закваски и оборудование для сыроварен.
Еще есть проблема жадности крупных производителей. В России бизнес строится таким образом, чтобы получить прибыль как можно быстрее, а что там будет через 10-20-50 лет, никого не волнует. Там хоть трава не расти, потому что землю накачивают гербицидами и удобрениями. Это обеспечивает высокие урожаи, но в перспективе истощает почву.
В истории страны есть примеры, когда в погоне за показателями распахивались черные земли. Результатом стала первая антропогенная пустыня в Европе. Она находится в низовьях Волги, занимает около 40 тысяч кв. километров и продолжает наступление...
Может, все это не к месту я вспомнила, ведь в стране все еще продолжаются каникулы, а значит, и застолья. А может, напротив, самое время договориться начать борьбу с «чрезмерным количеством остатков еды»? И ко всем майским лозунгам добавить еще один: «Даешь общество чистых тарелок!».