Главная Культура Афиша 01:01 07 Марта 2024 4914
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора: эпоха романтизма в России». И хотя получилось, прямо скажу, не очень страшно, но зато — очень симпатично: никаких тебе гофмановских похищенных глаз и гейневских двойников-доппельгенгеров. Нежный лик молодого Баратынского, череп завропсиды (был в древности такой милый динозавр) и смятый листок ватмана, на котором выведено изящным пушкинским почерком: «Здесь почивал он, кофей кушал». А чем еще мог заниматься русский романтик — в окно смотрел и мух давил? Давайте разберемся.

Картонный кукольный домик с женским портретом, глядящим на нас из окошка, засохшее дерево из папье-маше, слюдяное зеркало в торжественной золоченой раме, свечи, аудиозапись каркающей вороны, включаемая в самый неожиданный момент, но подозреваю, это как-то связано с заглядыванием посетителей в зеркало. Как-никак окно в иной мир.

Экспозиция в ГМИРЛИ явно иронизирует, напоминая пушкинские светские пародии на запоздалых и, видимо, все-таки прошедших по периферии литпроцесса русских романтиков и их восторженных поклонников. Ходишь-смотришь, и вспоминается старушка Ларина, которая, бывало, писывала кровью в альбомы нежных дев, и Владимир Ленский «с душой прямо геттингенской». Кстати, начиная вояж по выставке, вы будто и попадаете в кабинет незадачливого деревенского приятеля Онегина, убитого им на глупой дуэли — ореховый секретер в стиле бидермейер, игральные карты, немецкая литература, кричаще-салатовые стены точь-в-точь как в вестибюле метро «Китай-город», но это простим. Любителей Стивена Кинга и Гильермо дель Торо лучше сразу предупредить — никаких впрямую связанных с хоррором экспонатов здесь нет. Разве что — залы, отсылающие к излюбленным локациям романтиков: «Дом с призраками», «Дикий лес», «Сад» и «Руины».

И все-таки, когда зовут в зазеркалье — чье сердце не екнет?

Очевидно, организаторы имели в виду саму эстетику страха, которую первыми так широко развили как раз романтики. Впрочем, истоки уже были в готических романах — именно оттуда вышли Гофман, Лавкрафт, Новалис, Шелли, Эдгар По. Надоевшие нынче в кинематографе вампиры тогда, двести лет назад, буквально потрясли Европу и Россию, заявившись с визитом с виллы Диодати на Женевском озере, описанной в 1819 году в повести «Вампир» — совместном творении доктора Джона Уильяма Полидори, лорда Байрона, Перси Шелли и двух их девятнадцатилетних подружек. Вампиром был, конечно, англичанин и, конечно, лорд.

Тема жути в искусстве, идея красоты как обмана и маски зла выводит романтизм за хронологические рамки 1810-1840-х. К мотивам По обращались весь Серебряный век, Есенин, Маяковский, русский рок и даже современный метамодернизм, выстреливший столь ходовой сегодня городской хтонью, морочащей героя-простака. Уж не говорю о жанрах ужастика и фэнтези.

В общем, можно было много чего показать, но, как рассказала куратор выставки, заведующая отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» Марина Краснова, акцент сделан именно на русском романтизме, что естественно для Музея истории российской литературы.

В атмосферно оформленных залах собраны прижизненные издания крупнейших литераторов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Гоголя, Батюшкова, Ершова, Вяземского, Одоевского, Антония Погорельского. Живописные опыты поэта Константина Батюшкова «Птицы на ветках», старинные экземпляры «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Конька-горбунка», «Моих вечеров в Малороссии».

Таким, наверное, был самый заветный уголок кабинета Ленского.

Отдельный зал посвящен Бонапарту и русской наполеониаде. Жаль — не упомянули Марину Цветаеву, которая заменила икону в киоте на карточку Бонапарта и искала в сыне Муре черты французского императора. Но то ли организаторы не хотели очень уж выходить за рамки хронологии, то ли в другом филиале ГМИРЛИ, «Доме музее Валерия Брюсова» продолжается по-настоящему романтическая, декандансная выставка «Огненный ангел», посвященная знаменитому роману Валерия Яковлевича. Тут вам и инквизиция, и замученная Рената, и белокурый призрачный граф, и ангелы, и аггелы (т.е. отпавшие от небесного воинства).

Зато среди экспонатов в доме Остроухова — один из самых чудесных и не слишком растиражированных примеров русского романтизма: издание повести «Лафертовская маковница» Антония Погорельского с иллюстрациями. В последние годы XVIII века в Лафертовской (Погорельский использовал один из вариантов названия Лефортова) слободе живет восьмидесятилетняя торговка маковыми лепешками, маковница, но «этот промысел старушки служил только личиною, прикрывавшею совсем иное ремесло», гадание по ночам и общение с нечистыми силами. На литографиях изображен антропоморфный котяра в камзоле. Это «нечистый» жених внучки ведьмы, Машеньки — титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который «с приятностию выгибал круглую свою спину» и «умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза». Машенька узнала в советнике бабушкиного «фамильяра», черного кота, прогнала его при помощи дворового пса и вышла замуж за молодого купца Ульяна. Тут и гофманиане конец, а кто дочитал до хэппи-энда — молодец.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3930
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3475
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?