Правительство собирается переподготовить за пять лет, с 2025-го по 2030-й, 1,5 млн квалифицированных специалистов для восполнения кадров в ключевых отраслях экономики, на что направлен федеральный проект «Активные меры содействия занятости». Так кто сейчас нужнее экономике и соответствуют ли планы правительства карьерным представлениям самих граждан?
Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических коммуникаций
— Речь идет в основном о кадрах в обрабатывающей промышленности. На фоне тянущегося военного конфликта мы наблюдаем нарастающую кадровую проблему. Требуется больше рабочей силы или решительная автоматизация. Придется реформировать саму подготовку кадров. Очень быстро устаревают базовые образовательные программы. Образование объективно будет продлеваться на протяжении всей жизни. Предстоит и дальше создавать кампусы на базе университетов. Снижение ключевой ставки — еще один фактор формирования резерва труда. Сейчас треть бюджета уходит на военно-промышленный комплекс. Но правительство обязано смотреть вперед и работать над расширением доли гражданского компонента в экономике.
Олег Шеин, депутат Астраханской областной думы
— Как говорят французы, кризис — это способ снятия противоречий. Нефти много, а все остальное купим. Такое правило действует и поныне. Неудивительно, что в ХХI веке пошел кадровый развал. В 2006-м на промышленных специалистов обучались 260 тысяч человек, а к 2020-му — 130 тысяч. На фоне СВО государство вдруг спохватилось: кадров нет. Например, 60% сварщиков не россияне. Отсюда и плановые задачи на переподготовку. Первый вызов: выстроить взаимодействие производства и образования. Это требует планирования, но как планировать при неслыханном уровне неопределенности? Другой вызов: как рекрутировать на новые отрасли экономики людей возрастных? Проблема. В России нет культуры переобучения на протяжении жизни. Система переподготовки развита слабо. Надо привлекать молодежь, но для этого нужны высокие зарплаты. Например, в Венгрии бюджет на время выделяет надбавки к зарплатам для молодых специалистов. В России же находят выход в недорогой рабочей силе из стран Африки. На легкую промышленность такие работники сгодятся, а вот с машиностроением вопросы...
Наталья Зубаревич, экономист, профессор МГУ
— Переучатся люди, если им предложат достойные зарплаты. Однако на занятость в индустриальном секторе тоже не все согласятся. Современные экономики — про высокие технологии и сферу услуг. У нас же случился перекос. И напомню: на рынок труда выходит малочисленное поколение, это осложняет общую ситуацию. Конечно, IT-сектор тоже у государства в приоритете. Но туда и так идут. Формально дефицита кадров там меньше, но их качество под вопросом. А многие серьезные специалисты уехали.
Никита Масленников, экономист
— Планы правительства ориентированы в том числе на роботизацию, IT. Даже имеющуюся рабочую силу придется переучивать. Осторожно предположу, что проекты Кабмина все-таки опираются на какое-то завершение СВО, на горизонт мира. Ну не может это нынешнее продолжаться до 2030 года, и в правительстве это понимают. А раз так, то понадобится конверсия производств. Будущий мир высвободит с фронта и с обслуживающих военные потребности отраслей половину от заявленных 1,5 млн. При этом экономика будет плавно охлаждаться, а значит, рост зарплат замедлится. Вопрос переобучения встанет с новой силой. Государству придется обращаться к системе страхования безработицы, защищать тех, кто потеряет рабочие места. Часть предприятий с радостью вложились бы в переобучение работников, но нужны льготы. В данный момент государство не спешит их предлагать. Но в будущем это станет необходимостью.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— До 2030 года правительство вполне реализует план по переподготовке 1,5 млн специалистов. Однако на этом пути есть сложности: качество преподавания в техническом образовании. Во многом из-за того, что в последние годы превалируют формальности, отчетность. За среднее образование мне не так страшно, а с высшим беда. Толковые кадры не берут в преподаватели, поскольку они «от станка», у них, мол, недостаточно регалий и научных публикаций. И плевать, что такие люди могут быть первоклассными специалистами. По-прежнему сильна в вузах коррупция. Кроме того, пожелания россиян в области построения карьеры разнятся с задачами, о которых говорит кабмин. Стране нужны техники, инженеры, а люди идут в сектор услуг, в психологи или блогеры. Работать на заводе по-прежнему непрестижно. Значит, государству нужно заниматься популяризацией технического образования, материального созидания. И вкладывать в переобучение: производителю деталей машин легко стать продавцом, но не наоборот.