Главная Культура 15:27 06 Июня 2022 4140
Белая сирень еще расцветет в Казани

Итоговый концерт фестиваля рахманиновской музыки можно было хоть сходу писать на диск

Сергей Бирюков, Казань – Москва
По качеству игры невозможно было догадаться, что ГАСО Татарстана и дирижер Михаил Татарников работают вместе впервые. Фото автора

С неоспоримой логикой XI международный фестиваль «Белая сирень», традиционно посвящаемый Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан музыке С.В.Рахманинова и его времени, завершился исполнением итогового произведения композитора – «Симфонических танцев». А если позволить себе более личностный тон, то могу признаться, что «рассказанная» в тот вечер 1 июня в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева драма жизни русского человека, которому выпало жить в эпоху трагических потрясений на его Родине, дополненная другими прекрасными партитурами – симфонической фантазией Сергея Васильевича «Утес» и Первым фортепианным концертом С.С.Прокофьева, стала для автора этой заметки одним из ярчайших впечатлений заканчивающегося сезона вообще.

Оно неудивительно. «Белая сирень» – один из фестивалей, на которых уже второе десятилетие строит свой сезон ГАСО РТ. Сам этот оркестр и его художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский прочно числятся среди лидеров симфонической отрасли далеко не только в масштабах России. Фестиваль нынешнего года замышлялся с особенно красивым акцентом: его дирижерский корпус должны были составить исключительно женщины. Но кто еще полгода назад мог предугадать, что грянувшие в начале 2022-го события сделают приезд в Казань многих музыкантов невозможным? Зато Александру Витальевичу удалось и в этой ситуации найти логичное и понятное решение: он перенес женский акцент на фортепианную часть, позвав солировать в концертах Рахманинова знаменитых Екатерину Мечетину и Полину Осетинскую, а также совсем юных звездочек Еву Геворгян и Варвару Кутузову, которых «поручил» своим коллегам-дирижерам – Арсению Ткаченко, Фабио Мастранджело, Димитрису Ботинису и Михаилу Татарникову. Лишь одно исключение допустил худрук оркестра и фестиваля – зарезервировал в самой середине смотра для себя и своего давнего друга Дениса Мацуева программу, в которой Рахманинов был представлен только Второй симфонией, но ведь и Шостакович, и Щедрин, чьи концерты (Первый и Второй соответственно) играл Денис Леонидович, тоже вдыхали, каждый по-своему, воздух рахманиновской эпохи…

В заключительной программе праздника, выпавшей на долю вашего покорного слуги, тоже хватало поводов для радостного удивления. Например, оказалось, что для Михаила Татарникова, которого мы хорошо знаем по многолетнему музыкальному руководству санкт-петербургским Михайловским театром, а также по сотрудничеству с ведущими оркестрами и театрами Европы (достаточно вспомнить громкую постановку «Снегурочки» в Парижской опере в 2017 году), эта встреча с Госоркестром Татарстана и вообще визит в республику стали первыми. Чего никак нельзя было предположить по качеству совместной игры – хоть сходу пиши на диск. Дело не только в технически безупречном воспроизведении рахманиновского текста, но в его поразительной образной силе. В симфонической фантазии «Утес» исполнители прямо-таки «вели» твой мысленный взгляд-воображение, то маня его «вверх» к золотящейся солнечными лучами макушке громады и вьющимся вокруг нее утренним птичкам (тремоло скрипок, щебечущие голоса флейт, гобоев, кларнетов), то оттягивая «вниз» в угрюмую тень (сумрачные линии виолончелей, контрабасов, валторн, тромбонов), а главное – наполняя эту музыкальную живопись эмоциями. Ты буквально погружался в темную бурю, бушующую в душе великана, растущую там до кульминации отчаяния, а под конец утихающую в безнадежном оцепенении.

Дальше в программе наступила чудесная интермедия в виде Первого концерта Прокофьева. Трудно представить себе более несхожих по душевному устройству художников. Современники-рецензенты не зря называли раннюю прокофьевскую музыку (концерт написан 21-летним композитором) «футбольной». Другое дело, что кроме маршевого задора, стремительных пассажей и головокружительных скачков здесь хватает и волшебно красивой, трогательно-проникновенной мелодики, которую традиционалисты не сразу оценили – а ведь и в ней внимательное ухо может расслышать отголоски рахманиновской душевности. Все эти качества передал тандем оркестра с 18-летней ученицей Гнесинской одиннадцатилетки Варварой Кутузовой. Варе, на мой слух, удалось перенести на прокофьевский материал и свой опыт исполнения моцартовских концертов, которых она немало переиграла в детстве – их юный оптимизм здесь пришелся очень кстати. Но появилось в ее игре и нечто новое – умение строить тембровую интригу: вмиг освобождать звук от земной материальности, делать его стратосферно-лучистым, потом взрывать молодой страстью, наполнять сумасшедшей энергией радостного перезвона … А ведь это тоже была премьера – ни Варя Первого концерта прежде не играла, ни с Михаилом они до нынешней казанской встречи не общались. Да и вообще у девушки сейчас напряженная полоса госэкзаменов в школе, в которую очень трудно вписать гастроли, тем более такие ответственные… Если подправить некоторые неизбежные в такой ситуации шероховатости (где-то пианистка слишком увлеклась темпом, где-то оркестр на несколько секунд перекрыл ее своей звуковой массой), то, надеюсь, в будущем эта партитура могла бы стать совместным хитом солистки и коллектива.

Для Варвары Кутузовой исполнение Первого концерта Прокофьева тоже стало премьерным. Фото пресс-службы ГАСО РТ

Что же касается точного, по-русски простого и глубокого исполнения Этюда-картины Рахманинова соч.33 соль минор, равно как и изящной «тарантеллы» – «Сказки» №2 из соч.26 Николая Метнера, сыгранных Варварой на бис, то здесь у меня замечаний вовсе нет – только оценка «5+» (надеюсь, школьница – пока еще! – Варя не обидится на такой тон).

Ну и, наконец, о том, что заставило поставить нынешнее событие в ряд вершин «моего» сезона: Симфонические танцы. Своего рода возвращение, через много прожитых и пережитых композитором лет, странствий, потрясений – к захватившей еще в юношестве теме одиночества и невозможности счастья. Только все это – неизмеримо разработанней, со вселенски-всеохватной системой смыслов. Например, ярко русскую мелодию в середине первой части запевает ярко «американский» инструмент саксофон, и лишь потом она, словно позволяя на несколько минут забыть о чужом заокеанском окружении, обретает «родное» для композитора звучание – струнные с роялем, соединение которых, возможно, навеяно ностальгией по домашнему музицированию в любимой Ивановке. Обратный процесс происходит во второй части, где даже смычковые под ее конец обретают урбанистичную резкость звука, как трубы в ее начале.

Финал – настоящая схватка двух тем: гротесково искаженной древней католической мелодии Dies irae, ставшей в мировой традиции устойчивым образом зла, и «вспомненного» композитором православного гимна «Благословен еси, Господи» из его «Всенощного бдения» 1915 года. Накал этой битвы до последних тактов удерживается оркестром… Но почему-то еще больше, чем громкие крайние разделы, впечатлила меня тихая середина финала – «глаз урагана», в гипнотическом омуте которого сознание пытается нащупать среди неясных мотивов-призраков забытую мелодию вальса, когда-то символизировавшего молодость и любовь, и кажется – вот-вот она всплывет из подсознания, и уже с надеждой устремляются вверх скрипки – но устало-печально опускается их линия вниз: искомое так и не найдено, гибельная скачка возобновляется… Поразительное композиторское мастерство – и уникальная музыкантская, человеческая зрелость оркестра, рассказавшего эту пронзительную историю слушателям.

В 11-й раз музыка Рахманинова венчает сезон казанского оркестра. Фото Пресс-службы ГАСО РТ

– Я много слышал от коллег-дирижеров, от солистов, игравших с ГАСО РТ, восторженных слов о коллективе, – признался после концерта Михаил Татарников. – Хорошо знаком и с Александром Сладковским, которого приглашал в Михайловский театр ставить «Летучего голландца». Но работать с оркестром самому – совсем другой уровень контакта. Это коллектив европейского, а значит – мирового (все равно лучшие оркестры мира – на нашем континенте) уровня.

– В Казани я уже не первый раз, словно вернулась в дом друзей – четыре года назад играла на «Белой сирени» с Госоркестром Татарстана Первый концерт Щедрина, – рассказала Варвара Кутузова. – Нынешний визит, как и прошлые, принес с собой что-то новое и важное – в моем репертуаре появился Первый концерт Прокофьева, я познакомилась с Михаилом Петровичем, и надеюсь, ему и оркестру было со мной так же комфортно, как мне с ними…

…Тем временем та самая белая сирень, к концу фестиваля обычно минующая пик своего цветения, в нынешнем нежарком году только начала распускаться. Не символично ли: Казань словно не хочет расставаться с прекрасными творениями природы и музыки, веря – настоящее тепло еще вернется.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?