Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо, что они вообще сохранились. Многие авторы неизвестны, забыты и названия картин. Но узнаваемы станции метро, и те самые люди-первостроители смотрят на нас — открытые и честные лица из прошлого века и прошлой, канувшей в историю, жизни.
Площадка для экспозиции выбрана неслучайно: Музей Мосметростроя — камерное пространство, в котором трепетно и ответственно относятся ко всему, что связано с историей коллектива. Это отметила и Нина Леонидовна Пуляхина-Манизер, жена старшего сына известного скульптора-монументалиста Матвея Манизера (его скульптуры установлены на станциях «Площадь Революции» и «Партизанская»), под руководством которой проходило восстановление картин.
«В семье Манизеров я получила даже больше, чем дал мне когда-то институт, — рассказала на торжественном открытии Нина Леонидовна. — В свое время супруг научил меня реставрации. И этот навык пригодился, я вспомнила это ремесло и с большим удовольствием включилась в проект».
В своем большинстве эти картины написаны непрофессионалами, хотя на ряде работ, безусловно, присутствует печать таланта. К тому же у художников были выдающиеся учителя. В советское время на многих крупных столичных предприятиях работали кружки и студии, где занятия вели мэтры искусства. Так, живопись и монументальное искусство метростроителям, наряду с Матвеем Манизером, преподавал Павел Корин (его знаменитые витражи украшают станцию метро «Новослободская»). Впоследствии написанные рабочими картины демонстрировались в Домах культуры, их дарили высоким гостям на памятные даты, а потом все они стали экспонатами фондов и долгое время хранились в запасниках.
Имена большинства художников неизвестны широкой публике. Например, на обороте одной из картин значилось Тессель Е.В. Только благодаря сохраненному архиву удалось выяснить, что это неординарная личность. Ефим Владимирович Тессель был участником революционного движения, Гражданской войны и Великой Отечественной, орденоносцем. В экспозиции представлена его картина «Монтаж копра и эстакады на станции «Кировской» (сегодня «Чистые пруды»).
По картинам художников можно проследить историю Московского метростроя. «Строительство станции метро «Таганская» — так называется работа Ариадны Лозинской, конструктора «Метрогиптранса», созданная в 1949 году. Но главное, конечно, люди. На выставке представлен портрет бригадира из 30-х — сурового вида рабочий. И сразу понятно, насколько труд метростроевца был тяжел и ответственен. Фамилия бригадира — Калинник. Он был одним из немногих депутатов Верховного Совета СССР первого созыва, кавалером ордена Ленина. Люди ушли, а память художники оставили на века.
«Большая часть представленных на выставке работ написаны в стиле соцреализма — индустриальные пейзажи, портреты рабочих, в том числе и домашние. По архивным документам мы сейчас пытаемся восстановить их авторство, и эта работа продолжается», — рассказала Светлана Генералова, руководитель пресс-службы АО «Мосметрострой», подчеркнув, что экспозиция живая и она будет меняться. Неслучайно представленную коллекцию назвали «Передвижники Метростроя».
О том, что проект получит продолжение, сказал и гендиректор «Мос-инжпроекта» Сергей Жуков. «Открывшаяся выставка по своей сути представляет собой фонд для будущих поколений. И у нас есть задумка к 95-летию Мосметростроя, которое будет отмечаться через два года, создать новую коллекцию, — поделился планами Сергей Жуков. — Мы предложим молодым специалистам воплотить свои мысли на холсте, и это художественное богатство останется будущим поколениям».
А что, хорошая идея! Сейчас строительство новых веток метро идет ударными темпами — неплохо бы оставить на память художественные свидетельства нашей не слишком созидательной эпохи.